Статьи
Статья

«Сверхспособности»: Интервью с Евгенией Олиярник

Евгения Олиярник, автор проекта «Сверхспособности» на телеканале «Наука», дала интервью в передаче «Все свои» на «Радио Москвы». Ведущие программы Дмитрий Морозов и Наталья Лисицына узнали у журналистки, можно ли развить у себя феноменальную память, кто имеет право считаться полиглотом и каково это — быть амбидекстером. Мы публикуем фрагмент беседы.

Когда родилась идея про сверхспособности?

Идея сделать такой проект родилась в прошлом году. Обычно все новые идеи для телеканала «Наука» авторы предлагают и придумывают накануне нового года, чтобы проект прошел процесс утверждения и согласования. Не секрет, что на российском телевидении появляется все больше проектов, связанных с демонстрацией каких-то способностей человека. Но, как мне кажется, у нас еще не было такой передачи, которая бы рассматривала сверхспособности, объясняя их при этом с научной точки зрения. Мы рассказываем, какова природа этих способностей, откуда они у нас и почему ими владеет только небольшое количество людей. Наша задача — ответить на вопрос «Можно ли быть супергероем с точки зрения науки?»

Как происходит подготовка к съемкам и поиск необычных людей?

Мы работаем с довольно любопытной категорией людей — учеными. У ученых очень высокий уровень критического мышления и им не всегда просто что-либо предложить, чем-то их удивить. Ученых, которые занимаются исследованием какой-то конкретной сверхспособности, не существует, это довольно специфическая область научных знаний. Нам приходится всегда искать компромисс со специалистами и находить с ними общие точки соприкосновения. Мы дорожим своим авторитетом и ссориться с нашими спикерами не хотим, поэтому всегда выбираем такие темы, в которых действительно можно найти научную составляющую и ничто не будет противоречить научным гипотезам. Никакой экстрасенсорики. Уже снято несколько выпусков, одна из тем — «феноменальная память». Необычных людей мы стараемся искать по всей России: через соцсети, различные ресурсы в интернете, блоги, сообщества. В конце концов, обращаемся к нашим экспертам, потому что многие проводят реальную исследовательскую работу, в которой участвуют необычные люди. Используем все доступные средства связи. Пока что мы снимаем только взрослых. Дети – это отдельная история, у них все по-другому устроено, и природа их сверхспособностей совершенно другая. Им многое дается изначально, а взрослым чаще приходится прикладывать усилия для развития своих навыков.

То есть ваши участники тренируют свои способности?

Грубо говоря, да. Но есть люди, которым это дано, что называется, по факту рождения. Именно в этом и интерес нашей передачи: увидеть, как проявляется способность человека, который ничего не делал для того, чтобы ей обладать, и как она проявляется у другого человека, который приложил очень много усилий. Чаще всего разница небольшая. Однако люди, которые рождены с тем или иным интересным талантом, редко занимаются его развитием для демонстрации. А те, кто занимается тренировкой своих умений, как правило, могут показать нечто крутое.

На что вообще способен мозг человека?

В процессе съемок мы поняли, что никто на самом деле не знает, на что способен человеческий мозг. Этот самый загадочный орган нашего тела, который изучен всего на 4%. Поэтому говорить, что может быть, а чего не может быть, если мы говорим о мозге, я точно не рискну, тем более, что я просто журналист, а не ученый. Но пока мы общались и снимали наших героев, нам показалось, что методические тренировки действительно могут сделать из мозга суперкомпьютер. У нас был герой из Новосибирска, который демонстрировал просто феноменальные способности. Он даже удивил наших ученых, которых удивить не так-то просто. Это человек, который может, ознакомившись с длинным рядом цифр или букв, за 40 секунд детально запомнить ее и воспроизвести. В обратном порядке, выборочно, как угодно. В науке нет терминов «фотографическая память» или «феноменальная память». Тренировки, которые позволяют развивать эту способность, называются «мнемотехниками», они довольно давно известны и бесконечно совершенствуются. Абсолютно любой человек может ими воспользоваться.

А изучение языков?

Мы сняли программу, посвященную полиглотам, и видели людей, которые знают по шесть-семь языков. Мы всегда стараемся подбирать разных людей, двух одинаковых гениев не найти, они все будут не похожи по степени выраженности своей способности. У нас был был один парень, который за четыре года выучил шесть языков, сейчас учит седьмой. При этом, как он рассказывает, у него никогда не было каких-либо сверхспособностей. То есть, он как все учился в школе, в институте, ну языки тоже знал, но не так чтобы очень хорошо. А потом поехал в Италию и так был очарован этой страной, культурой, людьми, что решил выучить итальянский. Выучил, потом понял, что ему интересен сам процесс изучения, и пошло-поехало.

Что подразумевается под словом «полиглот»?

Чтобы считаться полиглотом, требуется знать минимум шесть языков. Беглая разговорная речь, хорошее произношение, естественно, понимание, а также умение читать и переключаться между языками. Некоторые из наших испытаний были построены именно на переключении. Мы предлагали им разные обстоятельства, в которых они могли доказать экспертам, что действительно имеют право называться полиглотами. Для проверки этого героя мы пригласили шесть носителей выученных им языков. И предложили такой сценарий развития беседы, чтобы разные носители вступали в разговор неожиданно. Наш герой проявил, как нам показалось, экстраординарные способности, и даже компетентное жюри было поражено, насколько хорошо ему удалось выучить языки за такое короткое время. Потом мы записали небольшие интервью с нашими носителями, чтобы они дали оценку. Только один сказал «не так чтобы хорошо, но неплохо», про немецкий.

Применимы ли такие сверхспособности в жизни?

Ну конечно, если вы знаете шесть языков, вы можете быть переводчиком, а это, по-моему, довольно неплохой способ заработать на жизнь. Наш герой еще учится в университете, ему 23 года, но планирует связать свое будущее с языками.

Какие еще вам встречаются таланты?

Совсем недавно мы завершили съемки программы, которую мы условно назвали «Амбидекстер». Это про людей, которые одинаково могут пользоваться и правой, и левой сторонами своего тела. Амбидекстеры, к примеру, могут хорошо писать правой и левой руками. В нашей стране очень много правшей исключительно потому, что их переучивали. Как вы знаете, вся система была устроена так, что столы, парты и прочее пространство было создано для людей, которые пишут правой рукой. Поэтому, если у ребенка обнаруживалось левшество, то его переучивали. Что касается амбидекстеров, то для них это врожденное качество. Им совершенно все равно, какой рукой работать. Они могут пинать мяч и с левой, и с правой. Но таких людей очень мало, это довольно редкое явление, как мы выяснили в процессе съемки программы. Это качество наследуется генетически, но, как оказалось, его можно в себе воспитать. У нас был герой, потративший десять лет своей жизни для того, чтобы натренировать свою левую руку так, чтобы она была эквивалентна правой. И у него это получилось, по нашим тестам он стал амбидекстером. Другая героиня всегда была амбидекстером, но никогда не знала об этом.

Какие сверхспособности вы ищете для новых выпусков?

Пока у нас в планах – математические способности, люди-калькуляторы. Там много разных аспектов, я даже думаю, что мы посвятим этой способности не одну программу, проблема очень многогранна. Есть идеи про абсолютный слух, суперголос, бинокулярное зрение. Мы будем рады, если люди сами потянутся к нам, потому что, надо признаться, поиск таких героев – это чрезвычайно сложно.

Премьера нового цикла передач «Сверхспособности» состоится в новогоднюю ночь.

Читайте также
Научный перевод. Как спорить со сторонниками теорий заговора
Научный перевод. Как спорить со сторонниками теорий заговора
Как спорить с конспирологами? Не кричите на них и не смейтесь над ними.
Упавшее яблоко или плагиат: как Ньютон открыл закон всемирного тяготения
Упавшее яблоко или плагиат: как Ньютон открыл закон всемирного тяготения
Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Вот почему вас так тянет к холодильнику!
Чем отличается «сухой» биолог от «мокрого»? Подборка научных мемов
Чем отличается «сухой» биолог от «мокрого»? Подборка научных мемов
Пифагор в ярости, домашнее животное тарантула, отличие «сухого» биолога от «мокрого»