Статьи
Статья

Что такое эволюция и будем ли мы развиваться дальше?

Отвечает Александр Яковлевич Каплан — профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:

Главный вектор эволюции — меняться в направлении, которое позволяет сохранять этот вид. Если у вас более мощные челюсти, вы выиграли: всех порвете. Или у вас более мощные мышцы: всех догоните или убежите. Или же более развитой мозг: вы, может быть, не будете быстро бегать и кусаться, но всех обхитрите и сможете манипулировать ситуацией.

И вот на высших стадиях эволюции, когда животный мир имел весь спектр — и сильных, и быстрых, и ловких, начали развиваться более умные. Те, у кого мозг позволял разработать стратегию, тактику. И где-то к обезьянам живая природа подошла уже с очень мощным мозгом, они оказались умнее остальных животных. Им нужно было спасаться от хищников, но при этом конкурировать друг с другом — за пищу, за положение в иерархии сородичей. В результате появилась новая ветвь, ее представителей мы называем приматами или человекообразными обезьянами, которая впоследствии и привела к человеку разумному.

Произошел рывок: вдруг неожиданно появились существа многократно умнее обезьян. У них возникло совершенно новое качество, которое присуще только человеку: умение проигрывать возможные ситуации, то есть не просто обучаться на ошибках, но и моделировать ситуации возможного будущего. Эти новые существа могли анализировать ситуации в настоящем, используя свой прошлый опыт и учитывая текущие потребности, и таким образом строить оптимальные планы на будущее.

Как эти новые существа смогли внутри себя организовать эти игры в варианты будущего — сложно объяснить, если только не предположить, что в мозгу этих существ сформировалось полномасштабное представление о внешнем мире, его ментальная модель. Мы фактически живем внутри этой модели: закрываете глаза, и у вас ничего не исчезает, вы можете манипулировать объектами, историями. Ментальный мир даже богаче физического, так как не ограничен законами последнего. Благодаря этому человек может допустить и продумать даже самые невероятные картины мира — здесь рождается творчество. И эта модель — не просто набор фотографических проекций, это динамическая конструкция, развивающаяся в ходе жизни индивидуума.

По-видимому, для человека эволюция завершилась, потому что практически перестали действовать факторы естественного отбора. Как отбирать? По признаку более сильных мышц? По признаку более здорового сердца? Более умных? Нет, потому что у нас равные возможности для всех. Все имеют одинаковые шансы оставить потомство. Человек — социальное существо, общество поддержит любого: и сильного, и слабого, и умного, и не очень. Даже те младенцы, которые рождены с дефектами жизненно важных органов, сердца, сосудов, почек, в большинстве своем получают полноценный билет в жизнь благодаря достижениям современной медицины. Так устроено общество: спасать всех. И это, наверное, справедливо, потому что таким образом сохраняется максимальное генетическое разнообразие — на все случаи изменения среды обитания. Это и есть главное богатство вида.

Ученые полагают, что если бы можно было взять младенца из пещер Кро-Маньона на территории современной Франции, где 40 тыс. лет назад поселились первые представители Человека разумного, то его бы можно было посадить за школьную парту, потом отправить в университет, и он ничем бы не отличался от нас. По крайней мере за эти десятки тысяч лет в человеке ничего не изменилось.

Читайте также
Упавшее яблоко или плагиат: как Ньютон открыл закон всемирного тяготения
Упавшее яблоко или плагиат: как Ньютон открыл закон всемирного тяготения
Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Вот почему вас так тянет к холодильнику!
Чем отличается «сухой» биолог от «мокрого»? Подборка научных мемов
Чем отличается «сухой» биолог от «мокрого»? Подборка научных мемов
Пифагор в ярости, домашнее животное тарантула, отличие «сухого» биолога от «мокрого»
«Миллиард вакцин за год никто не производил»: основные вызовы в борьбе с COVID-19
«Миллиард вакцин за год никто не производил»: основные вызовы в борьбе с COVID-19
«Мы все в автобусе, который завис над пропастью. Все восемь миллиардов внутри».