Ещё раньше и сложнее: гипотеза африканского происхождения человека обросла новыми подробностями

Согласно преобладающей в настоящее время гипотезе африканского происхождения, человечество возникло на юго-востоке Африки более 180 тысяч лет назад. Однако полномасштабную миграцию, приведшую к расселению людей по всей планете, начало лишь около 100 тысяч лет назад. Считается, что именно тогда наши предки мигрировали на территорию современного Ближнего Востока и 70 тысяч лет назад начали расселение по Евразии, достигнув затем и Австралии (около 40 тысяч лет назад).
Генетические исследования показывают, что каждый "неафриканец" сегодня может проследить происхождение своего генома, который в любом случае восходит к периоду ранних миграций.
Тем не менее до сих пор неизвестны точные сроки миграции и детали передвижения отдельных групп людей. Также некоторые антропологи показали, что в истории Земли было несколько волн миграций вместо одной. Более ранние исследования уточняют возраст общего предка всех мужчин Земли и находят следы обратных миграций на Чёрный континент, но не отвечают на другие вопросы учёных.
Современные методы анализа помогли установить, что люди жили за пределами Африки уже 100 тысяч лет назад. В пещерах Израиля, например, найдены останки людей возрастом от 120 до 90 тысяч лет, а в Китае археологи в прошлом году обнаружили человеческие останки возрастом как минимум в 80 тысяч лет. Многие раскопки доказывают, что и на территории современной Сибири и Алтая уже 100 тысяч лет назад обитали наши предки.
Большинство их этих древнейших групп, вероятно, вымерли, однако успели передать свою ДНК потомкам, и чтобы отследить эти связи, сразу три группы учёных провели глобальное исследование. В эксперименте приняли участие 787 людей из 270 групп населения по всему земному шару. Генетические сходства между популяциями доказали, что волна миграции из Африки началась раньше, чем предполагалось – более 200 тысяч лет назад.

Также исследователи искали мутации в геномах, которые могли произойти в период от 50 до 80 тысяч лет назад – они могли бы указать на древние ассимиляции (смешения народов), если предки людей уже обитали на других континентах.
Датские учёные во главе с Эске Виллерслевом (Eske Willerslev) провели масштабное изучение геномов коренных австралийцев. Результаты показали, что разные группы коренного населения Зелёного континента генетически различны, однако все они восходят всё к той же волне миграции из Африки.
Это исследование ещё не окончено: поскольку аборигены Австралии склонны к диабету, изучение их ДНК могло бы помочь проследить "предвижение" этого заболевания по миру. "Они потенциально могут хранить историю о том, почему другие "неафриканцы" также страдают диабетом," — поясняет Виллерслев.

Тем временем другая группа учёных исследовала геномы народов Океании и Папуа-Новой Гвинеи. Если мутации в геномах евразийцев происходили примерно 75 тысяч лет назад, то в этих регионах они произошли как минимум на 15 тысяч лет раньше, говорят соавторы исследования Лука Пагани (Luca Pagani) и Мэйт Метспалу (Mait Metspalu) из Эстонии.
Уже известно, что папуасы и другие популяции из Океании и Азии получили несколько процентов генома от загадочного денисовского человека. Исследователи исключили этот компонент, однако геномы участников исследования всё равно содержали третью, неизвестную по происхождению часть генов, отличающую их от денисовцев и африканцев.
"Этот третий компонент имеет промежуточные свойства, благодаря которым мы сделали вывод, что, должно быть, он возник в качестве самостоятельного фрагмента ДНК около 120 тысяч лет назад. Он оставляет не менее 2% от ДНК современных папусов", — рассказывает Пагани.
По мнению учёных, это доказывает, что волн миграции было как минимум две. Исследование, как и в случае с австралийцами, ещё не завершено, промежуточные итоги также опубликованы в журнале Nature.

Авторы другой статьи, проанализировав около 300 геномов 142 различных групп, согласились с результатами предыдущего исследования, отметив, что генетическое наследие не содержит опровержений гипотезы африканского происхождения. По словам Дэвида Райха (David Reich) из Гарвардского университета, нескольких процентов генома древних африканцев, сохранившихся сейчас у людей, достаточно, чтобы это доказать. Однако интерпретацию осложняет скрещивание с денисовским человеком, часть генома которого у австралийских аборигенов Райх оценивает в 4%.
Дело, как говорится, пока не закрыто: учёным предстоит не только более тщательно изучить генетическое наследие человечества, но и ещё раз проанализировать все климатические факторы, которые также могли стать причиной нескольких волн миграций.
Напомним, что ранее исследователи опровергли считавшуюся традиционной гипотезу об истории заселения Америки.