Новости

Жестокая оценка: общественный интерес к авиакатастрофам зависит от числа погибших

Общественность интересуется новостями об авиакатастрофе в том случае, если она повлекла за собой гибель 50 человек и более. Весьма жестокий факт установили учёные Оксфордского университета. Иными словами, чем больше людей погибло в страшной аварии, тем выше к этому событию интерес, объясняют исследователи. Новая работа также раскрывает несколько ключевых факторов, касающихся длительности внимания человека к подобным новостям.
Так, специалисты Института Интернета Оксфорда (Oxford Internet Institute) изучили просмотры и правки статей в "Википедии", касающиеся примерно 1500 авиакатастроф по всему миру. Они хотели оценить интерес людей к этим событиям, произошедшим с 1897 по 2016 годы.
Сайты подобные "Википедии" предоставляют безграничные данные о совершенно разных событиях, при этом внимание человека к ним остаётся относительно коротким. Социологи называют постепенную потерю интереса человека к какому-тому событию "спадом внимания".
"Интернет предлагает безграничные знания, но это не решает проблему ограниченности нашего внимания", — говорит ведущий автор работы Таха Яссери (Taha Yasseri) из Оксфордского университета.
Изначально Яссери захотел изучить поведение людей в Сети, касающееся проявления внимания к крушению самолёта компании Germanwings в прошлом году. Лайнер Airbus A320, выполнявший рейс из Барселоны в Дюссельдорф, разбился в Альпах на юго-востоке Франции 24 марта. На его борту были 150 человек, все они погибли.
Яссери проверил просмотры страницы "Википедии" (на сайте есть счётчик людей, просмотревших страницы) и заметил, что интерес достиг своего пика в первые же дни после аварии, а затем резко упал спустя всего неделю.
Учёный начал изучать статистику и других крушений (с большим числом жертв и с малым) и выяснил, что похожая модель интереса характерна для всех катастроф. Затем Яссери со своими коллегами решил формально проанализировать данные и построить алгоритм, который обработает данные всех страниц о крушениях самолётов. Учёные отмечают, что они брали во внимание только две версии "Википедии" – англоязычную и испаноязычную.
Исследователи фиксировали, когда была создана страница о событии, когда она была отредактирована, сколько раз прочитана, их также интересовало и отсутствие заметок о различных авариях.
Выяснилось, что когда крушение самолёта привело к гибели менее 50 людей, то читатели "Википедии", как правило, уделяли мало внимания этому событию. Исследователи называют это явление "низким уровнем воздействия события". Если жертв катастрофы больше, то и интерес к ним выше, считают специалисты. Но помимо количества погибших людей, также имеет значение место аварии.
Проанализировав данные, исследователи собрали всю информацию в одну таблицу, описывающую, сколько читателей уделили внимание к различным столкновениям в каждой языковой версии "Википедии". Возник сильный региональный перекос: читатели англоязычной версии сайта чаще всего изучали данные о североамериканских и европейских крушениях, а читатели испаноязычной версии, вероятнее всего, интересовались латиноамериканскими катастрофами. То есть людей больше интересуют аварии местных авиакомпаний.
Просмотры страниц двух языковых версий электронной энциклопедии, касающиеся крушений самолётов в Северной Америке и Латинской Америке, соответственно, были в 50 раз больше, чем просмотры об африканских авариях.
Но, по словам исследователей, независимо от того, где произошло крушение и сколько людей в нём погибло, просмотры всех страниц снижались в два раза спустя три-десять дней после страшного события.
По мнению Яссери, это происходит по двум причинам. Во-первых, происходит "спад новизны": новая информация является наиболее привлекательной, и люди теряют интерес к событиям, как только они перестают быть новыми. Во-вторых, новые события вытесняют старые, люди просто начинают интересоваться другими вещами. 
И хотя Яссери говорит, что ожидал увидеть спад внимания к катастрофам, он всё-таки был удивлён тем, что масштабы бедствия не влияют на то, как долго к ним прикован интерес общественности. И тот факт, что подобная тенденция была замечена в двух языковых версиях сайта говорит об универсальности правила – крупные аварии не привлекают внимание человека на больший период, чем аварии меньшего масштаба. Да, интерес к первым выше, но продолжительность его одинакова.
Возможно, это не так уж и плохо, считает учёный Джованни Лука Чампалья (Giovanni Luca Ciampaglia) из Научного института Сети при Университете Индианы. "Я воздержусь от оценочных суждений по поводу того, что непродолжительная концентрация внимания в Сети – это хорошо или плохо. Но, возможно, это говорит о том, что человек может просто двигаться дальше и обращать внимание на другие вещи, когда они случаются. В определенном смысле это даже необходимо", — заключает Чампалья.
Результаты исследования группы Яссери опубликованы в журнале Royal Society Open Science.

Читайте также
Москве угрожает «Таня»! Кто и зачем дает имена циклонам?
Москве угрожает «Таня»! Кто и зачем дает имена циклонам?
Выясняем у экспертов, кто дает циклонам человеческие имена
Все переплетено, но не предопределено
Все переплетено, но не предопределено
Анахорет пытается заказать пушку, стреляющую очень маленькими элементарными частицами.
Чернота насколько хватает взгляда, или Сбывшаяся мечта космонавта
Чернота насколько хватает взгляда, или Сбывшаяся мечта космонавта
Космонавт Сергей Кудь-Сверчков о первом выходе в открытый космос.