Предложено новое слово в алхимии \"полезного\" бурого жира

Мы все хорошо знакомы с белым жиром, даже слишком хорошо. Именно он откладывается на нашем теле там, где меньше всего хотелось бы, если образ жизни недостаточно подвижный, а в рационе слишком часто присутствует фастфуд и прочие нежелательные продукты. Медики и учёные непрерывно ведут борьбу с ожирением, которое доказано приводит к массе чрезвычайно серьёзных проблем со здоровьем.
Но есть и другой жир — так называемая бурая жировая ткань. Она участвует в терморегуляции организма и долгое время считалось, что она есть только у новорождённых детей и млекопитающих, которые впадают в спячку. В 2009 году бурый жир был обнаружен и у взрослых людей, и с тех пор эта тема стала одной из самых горячих в области исследования метаболизма.
Если белый жир нужен для длительного хранения энергии, то бурый – это постоянный её источник. В клетках белой жировой ткани адипоцитах содержится одна крупная жировая капля, а в адипоцитах бурого жира их несколько. В них также имеется множество митохондрий – энергетических станций клетки. Митохондрии содержат в цитохромах железо, что придаёт им, а в итоге и жировым клеткам, коричневатый оттенок. Отсюда и пошло название ткани.
Бурая жировая ткань содержит больше капилляров, чем белая, поскольку ей нужно постоянное снабжение кислородом.
Учёные уже нашли несколько способов подстегнуть образование бурого жира и его аналогов в организме мыши. Но вопрос, какой из них наиболее эффективен, остаётся открытым. Кроме этого, пока не ясно, можно ли использовать эту область фундаментальной науки в медицинских целях. И не менее животрепещущей задачей является поиск способа превращения белой жировой ткани в бурую. Исследователи в шутку сравнивают её с алхимическим процессом получения золота из свинца. Дело за малым — найти философский камень.
Команда учёных Бостонского университета под руководством профессора Стивена Фармера (Stephen Farmer) предлагает новое слово в алхимии бурого жира. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism, в процессе экспериментальной химиотерапии мышей с использованием нового препарата росковитина белый жир превратился в бурый. При этом у животных увеличился расход энергии и улучшился метаболизм.

Насколько целесообразно использование противоракового препарата для получения коричневого жира — пока большой вопрос, так как такая химиотерапия токсична для организма. Но новое исследование показывает, что коричневый жир может являться целью воздействия лекарственных препаратов, а это означает, что на процесс его формирования можно влиять извне.
Вызвать рост бурых жировых клеток у мышей уже удавалось с помощью лекарства от диабета "Авандия" (Avandia) и воздействием холодом. При этом эксперименты показали, что морозить животных совсем не обязательно, а достаточно использовать препарат, который имитирует реакцию организма на холод.
У людей "Авандия" также делает белый жир "здоровее", способствуя выработке соответствующих гормонов и уменьшая воспаление. Но, к сожалению, лекарство имеет побочные эффекты. Как это ни парадоксально, использование препарата приводит к увеличению веса и вызывает проблемы с сердцем у некоторых пациентов.
"В идеале требуется найти препарат, который имеет все лучшие качества "Авандии" без побочных эффектов, – говорит Фармер в пресс-релизе университета. – Многие исследования в настоящее время сфокусированы на том, чтобы понять, как устроен бурый жир, и как можно безопасно активировать его рост".
В одном из экспериментов учёные использовали трансгенных мышей, у которых в белые жировые клетки включили красный, а в коричневые – зелёный флуоресцентный пигмент. Это позволило разделить жировые клетки и провести анализ их генов. В результате исследователи выделили три генетически различные формы коричневого жира, которые они назвали "классический коричневый", "бежевый" и "брайт" (brite). Учитывая, что все они имеют различное происхождение, новое исследование намекает на несколько методов, которые могут способствовать росту бурого жира.

На микрофото слева белая жировая клетка с каплей жира (синий). По центру клетка бурой жировой ткани brite после воздействия росковитина (имеет свойства белой и бурой жировой ткани). Справа бежевая жировая клетка, индуцированная холодом, с каплями жира.
Пока ещё слишком рано говорить о том, что эта работа приведёт к новым методам лечения ожирения у людей. Тем не менее росковитин уже проходит второй этап клинических испытаний для лечения нескольких типов рака и доктор Фармер возлагает на препарат большие надежды для продолжения своих исследований.