Ученые приблизились к пониманию того, почему у птиц нет зубов

13 динозавров, которые нашли свою смерть в грязевых лужах и спустя миллионы лет были найдены археологами на территории Китая, стали причиной беспрецедентного открытия.

Limusaurus inextricabilis — динозавр возрастом в 154 млн лет имел крошечные острые зубки, которые выпадали по мере взросления, оставляя пасть существа беззубым к периоду полового созревания, сообщает журнал Current Biology.

По мнению ученых, это странное существо поможет понять, почему у птиц есть клюв, в котором нет зубов, передает CNN.

Группа найденных в Китае динозавров включала в себя как взрослых особей, так и детенышей, благодаря чему палеонтологам удалось проследить за судьбой зубов древних ящеров. Окаменелости были обнаружены в таинственных «ямах смерти» в Синьцзяне на западе Китая.

«Сначала мы решили, что это были динозавры разных видов — один имел зубы, другой — нет. Мы изучали их по отдельности. Но во многом они оказались идентичны, и мы нашли убедительные доказательства того, что зубы у некоторых выпали. У них были пустые лунки в челюстных костях», — сказал Ван Шо, соавтор исследования и эволюционный биолог из Столичного педагогического университета в Пекине.

Резкое изменение в их анатомии предполагает, что существа «переквалифицировались» из всеядных в исключительно травоядных. Такое встречается в природе — например, утконосы, некоторые виды рыб и амфибий теряют зубы в период полового созревания, но у рептилий такое встречается редко и в окаменелостях ранее не было замечено.

Как заметил соавтор исследования Джеймс Кларк из Университета Джорджа Вашингтона, потеря зубов у древних ящеров может объяснить отсутствие этих костных образований у птиц, считающихся потомками динозавров.

«Вероятен механизм, который останавливает развитие зубов, подготавливая условия для развития клюва», — говорит Кларк.

Юрский динозавр Limusaurus inextricabilis впервые был описан палеонтологами в 2008 году и стал одним из почти двух десятков мелких видов динозавров, обнаруженных в Джунгарском котловане на глубине 1–2 м. Их посмертные позы указывают на то, что они застряли в грязи и погибли.

В этом году недалеко от города Гань китайские строители случайно нашли останки пернатого динозавра, сохранившегося в странной позе, с растопыренными в разные стороны конечностями и поднятой головой. «Возносящийся на небо» динозавр, похоже, повторил судьбу сородичей из Джунгарского котлована, попав в грязевую лужу и в ней скончавшись.