Ученые выяснили секрет благосклонности опасных вирусов к женщинам

Может ли грипп быть причудой эволюции вирусов? Некоторые из опасных микроорганизмов вызывают слабые симптомы у женщин, но агрессивно атакуют мужчин, потому что такая тактика помогает им быстрее распространиться, выяснили ученые.

Мужчины переносят многие инфекции тяжелее женщин. К примеру, инфицированные туберкулезом представители мужского пола имеют в полтора раза больше шансов погибнуть, носители вируса папилломы человека чаще заболевают раком, чем женщины, а у инфицированных вирусом Эпштейна-Барра в два раза чаще развивается лимфома Ходжкина, сообщает New Scientist.

Вышеперечисленные статистические модели принято списывать на различия между иммунными системами обеих полов. Однако Франциско Убеда и Винсент Янсен из Школы биологических наук в университете Ройял-Холлоуэй выяснили, что все дело в избирательности вирусов.

Исследователи применили математическое моделирование и выяснили, что естественный отбор более благосклонен к вирусам, которые демонстрируют низкий уровень смертности среди женщин, нежели мужчин, и в том случае, если они могут передаваться от матери ребенку.

Вредные микроорганизмы предпочитают передаваться от матери к ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания.

Это эволюционное явление, по мнению Янсена и Убеды, может объяснить давнюю загадку: Т-лимфотропный вирус человека (Human T-lymphotropic virus, HTLV-1), который может вызвать лейкемию у инфицированных лиц, чаще поражает мужчин. При этом в Японии и странах Карибского бассейна лейкемия развивается у мужчин в 2–3,5 раза чаще, чем у женщин. Однако в Карибском бассейне шансы полов на неблагоприятный исход примерно равны.

Эту разницу биологи объясняют тем, что в Японии женщины кормят детей грудью гораздо дольше, что, вероятно, и побудило вирус эволюционировать так, чтобы стать для них менее фатальным и повысить тем самым шансы на заражение потомства. Пока неизвестно, как именно вирус определяет, в чьем организме находится. Это ученым предстоит выяснить в будущем.

Янсен отмечает, что эволюция вряд ли коснулась вируса гриппа. Для него передача от матери к ребенку не является важным маршрутом. «Для меня грипп всегда звучал как предлог, чтобы не ходить на работу», — заключает Янсен.