Новости

Формула успеха: учёные рассказали, как получить \"Оскар\"

Что необходимо актёру для того, чтобы выиграть заветный "Оскар"? Вариантов может быть множество: поступить в лучшую актёрскую школу, получить идеальный сценарий или нанять талантливого агента. Но посмотрим на это с точки зрения науки: недавнее исследование, проведённое в Школе психологии при Квинслендском университете в Австралии, раскрыло волшебную формулу получения награды. Необходимо быть американским актёром и сыграть в фильме, в котором рассказывает об американской культуре, считают учёные Зелёного континента.
Результаты исследования важны не только для Голливуда, уверены психологи. По этой причине ведущий автор исследования Никлас Стеффенс (Niklas Steffens) и его исследовательская группа стали изучать, что называется, критерии успеха. Они обнаружили, что выбор победителей (в различных категориях) зависит от того, кто именно присуждает награду. Причём важным условием было и то, имели ли эти две группы (получившие "Оскар" и присудившие его) общие интересы.
Начиная с 1929 года Премия Американской академии кинематографических искусств и наук (тот самый знаменитый "Оскар") вручается за вклад в создание кинофильмов. Интересный факт: существуют слухи, что прототипом загадочной модели статуэтки "Оскара" послужил мексиканский актёр и режиссёр Эмилио Фернандес, живший когда-то в Голливуде.
Практически каждого режиссёра или актёра могут включить в различные категории "Оскара", если выполнен ряд условий (они действуют для создателей фильмов из любых стран), в том числе фильм должен выходить в прокат в Голливуде и включать субтитры на английском языке.
Можно предположить, что у всех существуют равные условия. Но, по словам Стеффенса, изучая данные, он увидел немного иную картину.
Он и его коллеги проанализировали 480 номинантов премии "Оскар", вручаемых Американской академией кинематографических искусств и наук, и 428 номинантов премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). В анализ вошли номинанты, претендовавшие на победу в категориях "Лучшая мужскую роль" и "Лучшая женская роль" в обеих кинематографических премиях, начиная с 1968 года, включая всех победителей.
Затем исследователи проанализировали, как много номинаций и наград присуждалось "своей группе" артистов (жителям США в случае с "Оскаром" и жителям Великобритании в случае с премией BAFTA) и "чужой группе" артистов (актёрам, которые не были жителями США в случае с "Оскаром", и актёрам, которые не были жителям Великобритании в случае с премией BAFTA). Иными словами, учёные разделили актёров на две группы: "свои" и "не свои".
Результаты показали, что актёрам из США награды вручали чаще остальных, даже в Великобритании. Они получили более половины всех наград в премиях "Оскар" и BAFTA.
Кроме того, актёры чаще всего выигрывали в том случае, если они входили в ту же социальную группу, что и судьи. Например, американские актёры выиграли 52 процента всех кинонаград BAFTA и 69 процентов всех "Оскаров". Британские актёры увезли домой только 18 процентов всех "Оскаров" и 34 процента всех кинонаград BAFTA.
Ещё одним важным фактором успеха является тема фильма. Американские актёры составляли 26 процентов среди лауреатов, чьи работы рассказывали о неамериканской культуре, но среди победителей, в чьих фильмах была показана американская культура, их оказалось 88 процентов.
Аналогичные данные можно найти и в британской хронике. Актёры из Великобритании, сыгравшие в фильмах о британской культуре, имели в 20 раз больше шансов выиграть премию BAFTA, чем актёры, показавшие жизнь другой культуры.
"Культура, о которой идёт речь в кино, имеет больше значение. И именно тематика фильма увеличивает шанс получения награды. Мы, скорее всего, признаем актёров из "своей" группы, изображающих жизнь опять же "своей" группы", — добавляет учёный.
Подобные результаты, считает Стеффенс, важны не только в рамках восприятия актёрской профессии. "Наше исследование имеет значение для признания творчества в целом. Всем нам приятно думать, что наша оценка является объективной и свободной от оценочных суждений, но на самом деле она сильно структурирована нашей группой", — говорит он. Иными словами, наше восприятие находится под сильным влиянием социальных групп, членами которой мы сами являемся.
Также Стеффенс сделал некоторые прогнозы о том, кто же получит "Оскар" 26 февраля 2017 года. По его словам, вероятность того, что творческие заслуги будут оценены, повышается, если судьи и актёры принадлежат к одной и той же группе. "Очевидно, что не будет никакой случайности в том, что фильм, рассказывающий о жизни исполнителей в Голливуде, – "Ла-Ла Ленд" – получит наибольшее количество наград в США", — заключает учёный.
В конце месяца сможем увидеть, правдивы ли оказались прогнозы австралийского учёного.
Исследование опубликовано в научном издании British Journal of Psychology.
Добавим, что ранее психологи изучили реакцию мозга на произведения искусства и пришли к весьма неоднозначным выводам. 
Читайте также
История шестиногого монстра, созданного для армии США
История шестиногого монстра, созданного для армии США
Вооруженные силы США потратили миллионы долларов на разработку гигантских шестиногих шагающих грузовиков в 1980-х годах
Устройства для ЗОЖ. Где правда, а где ложь?
Устройства для ЗОЖ. Где правда, а где ложь?
Насколько врут умные часы и другие гаджеты для подсчета пульса, калорий, давления, шагов, жира и прочего?
Античный драматург Софокл — прадедушка фотографии и кино?
Античный драматург Софокл — прадедушка фотографии и кино?
Почему в Античности не додумались создать фотоаппарат?