Новости

Исследователи выяснили, что поможет студентам менее доверчиво относиться к псевдонауке

Обучение навыкам критического мышления в рамках гуманитарных курсов помогает студентам менее доверчиво относиться к псевдонаучным утверждениям, не подкреплённым никакими фактами. Об этом недавно заявили исследователи Университета Северной Каролины.

"Учитывая общенациональные обсуждения по поводу фальшивых новостей, очевидно, что способность критически мыслить, как и программы, обучающие ключевым навыкам, необходимым для критического мышления, сегодня невероятно важны", — говорит один из авторов работы Энн Маклафлин (Anne McLaughlin).

Её коллега и соавтор исследования Алисия Макгилл (Alicia McGill) добавляет, что в целом они хотели понять, способны ли гуманитарные науки помогать развитию критического мышления. Кроме того, было интересно выяснить эффективность таких программ, говорит специалист.
С этой целью учёные пригласили к участию в исследовании 117 студентов, которых разделили на три группы. Первые 59 человек были зачислены на курс, посвящённый методам исследования в области психологии. В его рамках студентам рассказывали о статистике, планировании исследования, однако сама программа не была нацелена конкретно на развитие навыков критического мышления. Класс психологии служил в качестве контрольной группы.
Оставшиеся 58 человек были зачислены на два курса, посвящённых подделкам и обманам в истории. Примечательно, что в один из них входили лучшие ученики технических специальностей.
Отмечается, что курс истории как раз способствовал развитию навыков критического мышления. Например, студентам во время лекций объясняли, как распознавать логические ошибки.
В самом начале семестра студентов всех курсов попросили оценить псевдонаучные утверждения. Исследователи использовали семибалльную шкалу, где "1" обозначало "я в это совершенно не верю", а "7" – "я в этом убеждён". Например, в опросе специалисты спрашивал о том, верят ли студенты в существование Атлантиды, о которой позже рассказывалось в историческом курсе.
Подобная "хитрость" – включить в опрос утверждения, о которых будет позже рассказываться, – была сделана намерено, поскольку именно так учёные смогли оценить, поменялось ли у студентов впоследствии представление об этой теме или же нет. Но исследователям было интересно увидеть, как студенты критически мыслили о вещах, которые не упоминались во время курса.
В конце курса испытуемые вновь оценивали псевдонаучные утверждения. Оказалось, что в контрольной группе у студентов никаких сдвигов не произошло – своего мнения о различных утверждениях они не изменили. Того же сказать о студентах исторического курса нельзя: испытуемые стали меньше верить лженаучным утверждениям к концу семестра.
В частности, в среднем у отличников по своим профильным специальностям убеждённость в псевдонаучные гипотезы, затронутые в классе, упала на один балл. Примечательно, что убеждённость в псевдонаучных гипотезах, о которых не рассказывалось в рамках курса, также упала, но на полбалла. Подобный эффект был заметен и у студентов, которые преуспевали в учёбе чуть меньше.

"Изменения, которые мы наблюдаем, очень важны, поскольку убеждения, как известно, крайне редко подаются изменениям. И видя то, что студенты применяют полученные навыки критического мышления к тем областям, которые не были охвачены в рамках курса, особенно значимо и приятно", — говорит Маклафлин.

По мнению Макгилл, важно также отметить, что подобных результатов получилось достичь благодаря всего одному курсу.

"Последовательные усилия, направленные на обучение способности критически мыслить, в ходе нескольких курсов могут иметь более выраженный эффект", — считает она.

Всё это демонстрирует важность преподавания критического мышления, а также показывает значимую роль гуманитарных наук, способствующих получению нужных навыков, заключает Макгилл.
Исследование опубликовано в научном журнале Science & Education.
Кстати, ранее стало известно, что фальшивые новости формируют мнение людей, даже когда известно, что это утка. 
Читайте также
Чем отличается «сухой» биолог от «мокрого»? Подборка научных мемов
Чем отличается «сухой» биолог от «мокрого»? Подборка научных мемов
Пифагор в ярости, домашнее животное тарантула, отличие «сухого» биолога от «мокрого»
«Миллиард вакцин за год никто не производил»: основные вызовы в борьбе с COVID-19
«Миллиард вакцин за год никто не производил»: основные вызовы в борьбе с COVID-19
«Мы все в автобусе, который завис над пропастью. Все восемь миллиардов внутри».
Марсианская гонка: страны-участницы и что они запускают
Марсианская гонка: страны-участницы и что они запускают
Такой конкуренции на марсианском направлении еще не было