Российские специалисты выяснили, как мозг защищается во время судорог

Мозг защищается от последствий судорог при помощи омега-3 жирных кислот, многие из которых можно найти в растительных и животных маслах. Такое мнение недавно высказали российские учёные, сообщает пресс-служба Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино.
Исследователи отмечают, что поиск подходов для изучения эпилепсии чрезвычайно важен, поскольку это заболевание широко распространено и часто не поддается лечению. Сегодня далеко не всё известно об изменении биохимических параметров мозга во время эпилептического припадка. Но недавно были получены данные о важной роли липидов, в том числе жирных кислот, в мозге пациента. Особое внимание привлекают омега-3 и омега-6 жирные кислоты.
Такие вещества полезны для здоровья: они защищают организм от стресса, поэтому их используют в пищевых добавках. В мозге очень много жирных кислот, в том числе омега-3 и омега-6. Специалисты говорят, что есть также сведения о роли отдельных жирных кислот как в механизмах развития судорог, так и в противосудорожных процессах. Но в целом этот вопрос изучен мало.
В связи с этим российские специалисты решили выяснить роль жирных кислот при эпилепсии. Но для этого важно знать, как изменяется состав основных жирных кислот и какова взаимосвязь этих изменений во времени и после судорожной активности.
Учёные проводили эксперименты на крысах, которые были генетически чувствительны к судорогам. Специалисты использовали сильный звук с целью вызвать у грызунов припадок. По сути, учёные смоделировали рефлекторную эпилепсию, которая хоть и очень редко, но встречается у людей.
Затем авторы работы изучали слуховую кору животных — часть мозга, входящую в состав слухового анализатора, которая затрагивается при судорогах. Анализ показал, что в слуховой коре мозга крыс после судорог содержание липидов медленно, но всё же устойчиво росло. И к нормальному уровню они возвращались только через две недели.
Исследователи предполагают, что жирные кислоты участвуют в противосудорожных механизмах, защищая мозг от последствий судорог.

"Судорога, даже однократная — это сильный стресс для организма. Биохимические изменения в клетках мозга даже после одной судороги сохраняются несколько недель. Во время судороги, параллельно с развитием патологических внутриклеточных процессов, с небольшим отставанием во времени запускается обратный, защитный механизм, подавляющий дальнейшее развитие эпилептогенеза", — рассказывает в пресс-релизе кандидат биологических наук Татьяна Савина.

Учёные также выяснили, что концентрация липидов изменяется и в зубчатой фасции гиппокампа крыс, а значит, противосудорожные механизмы включаются и там.

"В обеих работах мы увидели, что растёт содержание докозагексаеновой кислоты, которая относится к омега-3 жирным кислотам и является предшественником синтеза нейропротектина D1. Он защищает клетки от гибели при стрессе. Вот почему мы считаем, что наблюдали противосудорожный механизм в мозге", — уточнила Савина.

Авторы работы подчеркнули, что их исследование — ещё только в самом начале, им удалось описать само явление, но о практическом применении итогов говорить пока рано. Лишь дальнейшие исследования позволят проверить, относятся ли наблюдаемые изменения к врождённым защитным механизмам, которые запускаются во время судороги. И только тогда уже можно думать, как использовать эти результаты в медицине.
Результаты исследования опубликованы в научном издании Neuroscience and Behavioral Physiology.
Кстати, ранее учёные сумели определить ген, отвечающий за развитие эпилепсии.