Катастрофа, высеченная на камне: древний барельеф рассказал о падении на Землю кометы

Шотландские учёные отыскали среди старинных каменных барельефов подтверждение теории о падении кометы на Землю около 13 тысяч лет назад.
Команда из Эдинбургского университета изучала храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, который расположен на юго-востоке Турции. Он представляет собой сооружения круглой формы (концентрические окружности), число которых доходит до 20. Поверхность некоторых колонн покрыта барельефами – один из них и поведал учёным о древней катастрофе.
На одном из столпов, известном как Камень стервятника, они обнаружили символы, подтверждающие гипотезу о том, что резкому похолоданию в позднем дриасе (10730-9700 лет но нашей эры) способствовало падение на Землю обломков кометы. Напомним, что этот период считается одним из главных в истории человечества: он совпадает с появлениями земледелия и первых неолитических цивилизаций, поэтому учёные уделяют ему особое внимание. Им было известно о миниатюрном ледниковом периоде, случившемся в это время, однако причины этого явления оставались до сих пор неясными.
Как рассказали авторы работы, помимо изображений птиц и животных, они обнаружили на камне изображение безголового человека – для древних людей это был символ катастрофы и массовых жертв.
Кроме того, известно, что высеченные существа являлись астрономическими символами и обозначали комету или созвездие. При помощи компьютерного моделирования команда сопоставила изображения на камне с расположением созвездий в небе тысячи лет назад. Оказалось, что событие, о котором хотели рассказать древние жители, произошло 10,95 тысяч лет назад.

"Похоже, Гёбекли-Тепе служил, помимо прочего, обсерваторией для наблюдения за ночным небом. Один из его столпов является памятником произошедшей катастрофе – вероятно, это был худший день в истории со времён окончания ледникового периода", — отметил один из авторов исследования Мартин Свитман (Martin Sweatman). По его словам, на столпе сохранились признаки того, что люди ухаживали за ним на протяжении тысячелетий, что связано с долгосрочными последствиями катастрофы для цивилизации.
Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Mediterranean Archaeology and Archaeometry.
Напомним, что ранее учёные отыскали следы, вероятно, той же "космической бамбардировки" на территории современной Канады.
Впрочем, это не самое древнее свидетельство о "гостях" из космоса. К примеру, известно о катастрофе, произошедшей 28 миллионов лет назад – тогда в атмосфере Земли взорвалась комета, и её осколки сохранились на территории современной Африки до наших дней.