В пещере без костей нашли ДНК древних людей

© MAX PLANCK INSTITUTE FOR EVOLUTIONARY ANTHROPOLOGY

Доисторическую ДНК двух вымерших ответвлений рода человеческого — неандертальца и денисовца — нашли в пещере, где не осталось костей, которые ранее были единственным источником столь древнего генетического материала.

Найденная ДНК поможет открыть неизвестные страницы истории человечества и эволюции, уверены генетики. «Существует много пещер, где каменные орудия и кости нельзя обнаружить», — комментирует Маттиас Мейер, генетик из Института Макса Планка эволюционной антропологии в Лейпциге, Германия, который является соавтором исследования.

Исследователи собрали 85 проб донных отложений из семи пещер в Европе и России. Как известно, люди жили в плейстоцене, в период между 14 000 и 550 000 лет назад. Данный метод ранее использовался для поиска растений и ДНК животных. В этот раз ученые специально искали генетический материал, принадлежащий древним людям и другим млекопитающим, передает The Guardian.

«Эта работа представляет собой огромный научный прорыв, — сказал Антонио Росас, ученый из Музея естественных наук Испании в Мадриде. — Теперь мы можем сказать, какие виды гоминид заняли пещеру и на какой именно стратиграфический уровень, даже если нет костей и останков».

Ученые сосредоточились на митохондриальной ДНК, которая передается вниз по материнской линии. Анализируя поврежденные молекулы, они  отделили древний генетический материал от «загрязнений», оставленных современными посетителями.

В результате генетики нашли доказательство существования в пещере 12 семейств млекопитающих, включая вымершие виды, такие как шерстистый мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь и пещерная гиена.

Углубившись в изучение ДНК, генетики обнаружили следы Денисовского человека и неандертальцев. Таким образом специалисты применили новый метод, который расширит возможности и места для поиска генетических следов древних людей и поможет восполнить недостающие знания о человеческой эволюции.