Исследователи: чтобы продлить жизнь, придётся хорошенько попотеть

Исследования, которые, как правило, привлекают большое внимание людей, связаны со старением. Конечно же, каждому человеку хочется выглядеть прекрасно в любом возрасте, ещё лучше – попытаться и вовсе замедлить процесс старения организма. Многие учёные работают в этом направлении, а им на помощь приходят клеточное перепрограммирование, ультразвук и даже белок из пуповинной крови человека. И недавно учёные обнаружили ещё один способ, который поможет человеку оставаться молодым и бодрым. Правда, говорят специалисты, этот способ не из лёгких.
Сначала оговоримся, что сегодня по-прежнему существует множество загадок, касающихся процесса старения в организме человека. Но один способ, как считают учёные, вполне может замедлить хотя бы один тип старения – тот, что происходит внутри клеток человека. Но работать он будет, если человек, что называется, хорошенько попотеет.
Связан такой способ с теломерами — концевыми участками хромосом. Если представить хромосомы в качестве Х-образного блока ДНК, то теломеры служат в качестве "крышки" на конце каждой ветви этой фигуры, заботясь о том, чтобы ни один важный участок ДНК не "развалился" по мере деления клеток.
По мере деления клеток, начиная с эмбрионального возраста в несколько дней, теломеры становятся всё короче и короче. В итоге в старческом возрасте теломеры почти всех клеток организма уже не могут защищать концы хромосом. Таким образом, укороченные теломеры коррелируются с возрастом. В принципе, с тех пор, как учёные обнаружили, что от размера теломер зависит старение как отдельных клеток, так и организма в целом, в этой области началась настоящая гонка. Одной из вожделенных целей стал поиск факторов, которые участвуют в регуляции длины теломер.
Этот ключевой показатель вдохновлял многих учёных на проведение исследований того, как регулирование теломер может способствовать замедлению (или даже предотвращению) биологических часов. Также наблюдение за их поведением в ответ на различные условия помогает учёным делать полезные выводы.
Одним из последних примеров этого является продолжающееся исследования НАСА по изучению генетического различия между астронавтом Скотт Келли, который провёл в космосе в течение года, и его идентичного брата-близнеца Марка. Последний, соответственно, космическими каникулами похвастаться не может.
Ранние данные исследований показали, что теломеры Скотта начали удлиняться в космосе. Данные оказались полностью противоположными тем, которые ожидали увидеть учёные.
Согласно другому исследованию учёных из университета Бригама Янга, есть и другие вещи, которые могут способствовать тому, чтобы нажать на "паузу" в процессе постоянно укорачивающихся теломер. Так, профессор Ларри Такер (Larry Tucker) проанализировал данные более 5800 взрослых человек в возрасте от 20 до 84 лет. Все они принимали участие в Национальном исследовании состояния здоровья и питания населения США (National Health and Nutrition Examination Survey). В нём также брались во внимание показатели о длине теломер всех участников проекта.
Кроме того, в данные была включена информация о 62 различных "активностях", которыми испытуемые занимались в течение 30-дневного периода. Всё это позволило Такеру сформировать картину взаимоотношений между физической активностью и длиной теломер. Он обнаружил, что самые короткие теломеры были выявлены у людей, которые вели малоподвижный образ жизни.
Профессор Такер описывает "высокую активность" так: женщинам рекомендуется бегать по 30 минут в день, а норма для мужчин — 40 минут. Заниматься необходимо пять раз в неделю. Исследование показало, что участники с высоким уровнем физической активности на клеточном уровне были на девять лет моложе других участников проекта, а те, кто вёл средний уровень активности, — на семь лет.

"Если вы хотите увидеть реальную разницу в вопросе замедления биологического старения, то, по всей видимости, небольшое количество физических упражнений, вам её не предоставит. Необходимо регулярно и усердно заниматься", — говорит Такер.

Исследователи пока не понимают, каким образом регулярные интенсивные упражнения замедляют укорачивание теломер. Но, по словам Такера, это может быть связано с воспалением и окислительным стрессом – это факторы, которые были связаны с длиной теломер в предыдущих исследования.
Результаты исследования опубликованы в научном издании Preventative Medicine.
Добавим, что ранее учёные нашли и другие источники молодости: им например, могут стать дети, красный перец и даже социальные сети.