Предки людей могли появиться в Средиземноморье, а не в Африке

Последний общий предок людей и приматов, похоже, обитал не в Восточной Африке, как было принято считать. Его родиной была восточная часть Средиземноморья. Такой смелый вывод сделали палеонтологи после изучения загадочных окаменелостей, обнаруженных в Болгарии и Греции. Возраст находок оценивается в 7,2 миллиона лет.
Напомним, сегодня установлено, что 12 миллионов лет назад Европа была райским уголком для приматов, однако около десяти миллионов лет назад условия окружающей среды резко ухудшились, и европейские обезьяны начали исчезать. Считается, что с тех пор ареал обитания горилл, шимпанзе и собственно предков людей ограничивался Африкой. Первые представители рода Homo, как сегодня считают палеонтологи, возникли около трёх миллионов лет назад в Восточной или Южной Африке.
Однако эту теорию смогли опровергнуть европейские учёные после того, как в 2012 году Николай Спассов (Nikolai Spassov) из Национального музея естественной истории в Софии (Болгария) и его коллеги обнаружили зуб обезьяны из Болгарии, которому было всего семь миллионов лет. Это были самые молодые останки ископаемой европейской обезьяны из когда-либо найденных.
Спассов и его коллеги из Германии и Канады полагают, что зуб принадлежит крупному примату, предположительно гоминину, Graecopithecus freybergi . Помимо зуба у палеонтологов имеется также ещё одно доказательство — челюсть, найденая в Афинах в 1944 году. По обрывочным данным, она была обнаружена, когда немецкие войска строили бункер, хотя Спасов говорит, что точные детали истории неизвестны. Окаменелось прозвали "Эль-Греко", а её возраст оценивается в 7,18-7,25 миллионов лет.
Современное микро-КТ сканирование помогло учёным исследовать челюсть, и оказалось, что корни одного из премоляров (малых коренных зубов) совпадают с болгарским образцом. Другая характерная черта гоминина — относительно маленький клыки. Вместе эти две особенности говорят о том, что так называемый грекопитек, возможно, был гомининином, говорят исследователи.

"Корни зубов у всех высших приматов чётко отделены друг от друга, тогда как у Graecopithecus они сходятся и частично сливаются друг с другом. Подобная черта является отличительной характеристикой современных людей, наших предков и некоторых человеко-обезьян, таких как ардипитеки и австралопитеки", — рассказывает Мэдлин Бёме (Madelaine Boehme) из университета Тюбингена (Германия).
"Если он (грекопитек — прим.ред) действительно гоминин, то это самый древний человеческий предок из известных и первый из открытых за пределами Африки", — добавляет соавтор работы Дэвид Беган (David Begun) из Торонтского университета (Канада).

Чтобы собрать все части пазла вместе, исследователи изучили также геологию и климатические условия древнего Средиземноморья и Африки. Около семи миллионов лет назад Средиземное море было полностью изолировано от Атлантики, и в какие-то периоды почти полностью высыхало, а его пески и соль буквально засыпали Южную Европу. Балканы и прочие южные регионы превратились на долгое время в аналог африканских саванн, о чём свидетельствуют слеы многочисленных пожаров и сохранившиеся до наших днец отложение травянистых растений.
Подобные климатические изменения могли заставить предков грекопитеков и людей быстро эволюционировать, приспосабливаясь к жизни в условиях саванн. Затем популяции этих человеко-обезьян, могли мигрировать на юг, двигаясь по границам формировавшейся тогда Сахары, и попасть в предположительную "колыбель человечества" на юге и юго-востоке Африки.
Впрочем, не все исследователи согласны с новой версией, ведь если она верна, то в Средиземноморье должно было сохраниться намного больше окаменелостей предков людей.
Свои выводы международная команда учёных подробно описала в двух статьях, вышедших в журнале PLOS ONE - первой и второй.
К слову, ранее древние останки черепов заставили специалистов усомниться в традиционной гипотезе происхождения человечества.