В прошлом Земля могла быть "космическим пончиком"

В ассоциативном ряду "космос-еда" пополнение. После "космической картофелины" и "пельменя" американские учёные заговорили о "космическом пончике". Однако это не просто очередное небесное тело, похожее на еду. На этот раз открытие оказалось более громким.
Специалисты из Гарварда и Калифорнийского университета в Дейвисе объявили об открытии нового типа планетарных объектов, который получил название синестия. Когда два вращающихся планетоподобных тела на огромной скорости врезаются друг в друга, из них получается объект, по форме напоминающий пончик – это и есть синестия.
Подобных небесных тел планетологи ещё ни разу не наблюдали, поэтому открытие можно считать в некотором роде предсказанием. По расчётам авторов работы, синестии состоят из жидкого и газообразного вещества.
Соавторы исследования Сара Стюарт (Sarah Stewart) и Саймон Лок (Simon Lock) предполагают, что и Земля может оказаться подобным объектом. Напомним, что каменистые планеты – такие как Земля, Марс и Венера – сформировались на начальном этапе существования нашей Солнечной системы, когда меньшие объекты сталкивались друг с другом. Эти удары были невероятно сильными, в результате тела начинали вращаться быстрее, а энергия от столкновения разогревала их, и вещество, из которого они состояли, принимало жидкую либо газообразную форму.
Согласно моделированию планетологов, довольно быстро крутящийся вокруг своей оси массив жидкости и газа принимал форму пончика (или эритроцита) – диска с утолщёнными краями. Со временем вещество остывало и частично испарялось, а оставшееся в итоге формировалось в планету почти сферической формы.
Объекты такого типа учёные и назвали синестиями – от греческих слов "вместе" и "Гестия". Последнее – имя древнегреческой богини, отвечавшей, в том числе, за архитектуру и разные сооружения.
По словам авторов работы, шансы на образование синестии на ранних этапах формирования планет земной группы довольно высоки, а вот срок жизни подобного небесного тела совсем небольшой: в уплощённой форме планета размером с Землю может оставаться около сотни лет, а затем гравитация всё равно сожмёт её в шар. Зато если синестия образовалась в результате столкновения более крупных объектов – газовых гигантов или звёзд, то она может просуществовать несколько дольше, полагают астрофизики.
Стюарт отмечает, что в свете новой теории можно также рассмотреть историю формирования Луны, которая во многом очень похожа на Землю.
Теоретически шанс найти синестию и даже изучить её, вероятно, существует, однако искать придётся за пределами Солнечной системы, заключают специалисты.
Статья американских планетологов опубликована в издании Journal of Geophysical Research: Planets.
Напомним, ранее мы рассказывали об изучении процесса рождения новой планеты в "прямом эфире", а в 2015 году снимки телескопов из обсерватории ALMA позволили рассмотреть появление на свет целой планетной системы.