Совершенно новый Юпитер: магнитное поле планеты в десять раз сильнее земного

Первые данные с космического аппарата НАСА "Джуно" (Juno) показали, что магнитное поле Юпитера оказалось неожиданно мощным. Оно является примерно в десять раз более сильным, чем магнитный щит Земли. Также благодаря новым данным учёные обнаружили необычные торнадо размером с Луну и Землю на полюсах газового гиганта. Но обо всём по порядку.

Напомним, что "Джуно" начал своё путешествие к газовому гиганту 5 августа 2011 года, а 5 июля 2016 года специалисты НАСА сообщили, что аппарат вышел на орбиту планеты. За время в пути зонд пролетел 2,8 миллиарда километров.
Первые два месяца после сближения аппарат потратил на снижение орбиты и проверку всех инструментов, так что первые научные данные были получены только в конце августа. Проверка инструментов "Джуно" и переход на новую, более удобную для ведения наблюдений орбиту должны были состояться в середине октября 2016 года, однако перед началом манёвра были зафиксированы неполадки в работе двигателя. В результате это заставило специалистов отложить его на следующее сближение с Юпитером, сообщает РИА Новости.

К сожалению, были и другие сложности, ставшие причиной задержки в получении и анализе научных данных. Таким образом, лишь спустя полгода после прибытия зонда к газовому гиганту учёные смогли приступить к его полноценному изучению. Но всё-таки ожидание того стоило.
Во-первых, исследователи выяснили, что в приполярных регионах Юпитера встречаются гигантские циклоны диаметром в 1400 километров и даже больше. Причём некоторые из них превосходят Луну и Землю по своим размерам, достигая ширины в 4000 и 7000 километров.
Также астрономы выяснили и другие интересные детали: недра Юпитера оказались неожиданно плохо "перемешанными" и неоднородными по своему составу, чего учёные никак не ожидали увидеть. Но подобная картина, вероятно, может объясняться наличием у Юпитера большого ядра, занимающего примерно половину планеты. Тем не менее эта гипотеза потребует ещё подтверждения дополнительными данными.
Но главной неожиданностью для исследователей стала сила магнитного поля Юпитера у "поверхности" его облаков – оно оказалось примерно в 13 раз более мощным, чем аналогичный показатель для Земли, и более беспокойным, чем считалось раньше. Интересно, что такое значение примерно в два раза выше, чем предполагали теоретические расчёты и наблюдения, которые были получены при помощи датчиков других зондов.
За 20 месяцев, а именно на столько рассчитана экспедиция, космический аппарат должен помочь учёным разгадать многие загадки не только далёкой планеты, но и всей Солнечной системы, передать в центр НАСА данные о составе атмосферы Юпитера, а ещё проникнуть сквозь плотные облака газового гиганта и выяснить его структуру, в частности, проверить гипотезу о наличии твёрдого ядра. Кстати, "Вести.Наука" подробно рассказывало о том, каких именно открытий ждут учёные от этой миссии.
Отметим, что на борту есть и необычные пассажиры — три фигурки конструктора LEGO, выточенные из алюминия: одна изображает Галилео Галилея — учёного, открывшего четыре спутника Юпитера. Две другие — римских богов — Юпитера и Юнону.
После выполнения научной программы зонд самоуничтожится, сгорев в атмосфере планеты. Нужно это для того, чтобы фрагменты не попали на потенциально обитаемые спутники газового гиганта и впоследствии не затруднили их изучение.
Результаты анализа были представлены в двух статьях в журнале Science (первая и вторая).