ДНК древних мумий раскрыли секреты генетического происхождения египтян

Древние египетские мумии сохранили много деталей скончавшегося человека: черты лица, признаки болезни и даже татуировки, но только не его ДНК (как считалось ранее). После неоднократных попыток извлечь её многие учёные были убеждены в том, что жаркий пустынный климат и, возможно, химические вещества, используемые в процессе мумификации, уничтожили любой генетический материал.
Но, как это часто бывает, казавшееся невозможным становится вполне реальным благодаря новым технологиям и накопленным знаниям. Так, международная команда учёных успешно восстановила и проанализировала ДНК древнеегипетских мумий, захороненных в промежутке от 1400 года до нашей эры до 400 года нашей эры.
Более того, специалисты впервые извлекли полные ядерные геномы из древних египетских мумий, хотя ранее и вовсе не рассматривались в качестве надёжного источника получения генетической информации. Подобные результаты предоставляют учёным возможность впервые изучить генетику древних египтян, отмечают специалисты.
Успех секвенирования наконец-то докажет всем, что ДНК сохраняется в древних египетских мумиях, говорит Альберт Цинк (Albert Zink), биологический антрополог из итальянского Института исследований мумий (Institute for Mummy Studies). Он участвовал в научной работе 2010 года, в которой были определены последовательности ДНК 16 древних египетских царских мумий, включая знаменитого Тутанхамона. Но то исследование использовало полимеразную цепную реакцию.
В новом исследовании, проведённом под руководством Иоганнеса Краузе (Johannes Krause), генетика из института Макса Планка, использовались методы секвенирования нового поколения, которые сделали новый анализ более надёжным. "Он (анализ – прим. ред.) добивается успеха там, где предыдущие исследования египетских мумий этого сделать не смогли", — говорит Ханнес Шрёдер (Hannes Schroeder), исследователь из университета Копенгагена.
Краузе, который изучал ДНК неандертальцев и денисовцев, в последнее время тяготел к древнеегипетским мумиям из-за истории этого региона.
В целом Египет является отличным местом для изучения древних популяций, считают учёные. Страна обладает богатой и хорошо задокументированной историей, а географическое расположение и большое количество взаимосвязей с населением из близлежащих районов, Африки, Азии и Европы, делают его довольно динамичным регионом.
В разные периоды Египет был завоёван различными народами. "Наш вопрос очень прост: имели ли эти иностранные завоевания какие-либо генетические последствия?", — спрашивает Краузе.
Последние достижения в изучении древней ДНК позволяют проверить существующие свидетельства египетской истории с помощью древних генетических данных. Между тем сам анализ ДНК мумий практически не проводился. Причина, как уже было сказано, кроется в жарком климате, высоком уровне влажности и химических вещества, используемые при мумификации. Весь этот "комплект", кае считалось, способствует разрушению ДНК.

Тем не менее исследователи обратились к коллекции, которая насчитывает 151 голову мумий из древнего поселения Абусир эль-Мелек (Abusir el-Meleq). Поселение было посвящено Осирису (царю загробного мира), что делало его популярным местом захоронения на протяжении многих веков. Мумии были захоронены между 1400 годом до нашей эры (период Нового царства) и 400 годами нашей эры (римская эпоха). Изучаемый отрезок охватывает порядка 1300 лет. Отметим, что головы были отделены в начале XX века и теперь хранятся в двух немецких коллекциях.
Примечательно, что в то время, как мягкие ткани мумии практически не содержали ДНК, кости и зубы до сих пор хранили генетический материал. В общей сложности исследователи извлекли митохондриальные геномы из 90 мумий, а также полные геномы из трёх мумий. Результаты были сопоставлены с генетическими данными современных жителей Египта.
Важно, что этих данных вполне достаточно для проверки различных гипотез, выдвинутых на основе анализа археологических и исторических данных, а также из исследований современной ДНК. В частности, учёных интересовали изменения в генетике древних жителей Абусир эль-Мелек. Они хотели проверить, сказалось ли как-то завоевание иностранных держав (например, Александра Македонского) на генетическом наследии древнеегипетского населения.
Результаты исследования показали следующее: древние египтяне были генетически близки древним жителям Леванта и Европы.
Археологические находки и исторические документы свидетельствуют о тесных связях между Египтом и Ближнем Востоком, а теперь это доказано и генетиками. "Очень приятно, что это исследование предоставило эмпирические свидетельства этого на генетическом уровне", — говорит эволюционный антрополог Омер Гокджумен (Omer Gokcumen) из университета Нью-Йорка в Буффало.
Примечательно, что специалисты не нашли никаких генетических следов от каких-либо иностранных завоевателей, которые наводняли Египет на протяжении 1300-летнего периода изучения. "Генетика людей этого места не претерпела каких-либо серьёзных изменений за 1300-летний период, который мы изучали", — говорит Вольфганг Хак (Wolfgang Haak) из института Макса Планка. Это даёт право предположить, продолжает он, что популяция оставалась генетически относительно защищённой от иностранных завоеваний и господств.
Хотя можно предположить, что митохондриальная ДНК, которая наследуется от матерей, не отражает генетические изменения, которые приносят в популяцию мужчины.
Также данные показывают, что у современных египтян в ДНК на восемь процентов больше генов, унаследованных от популяций, населявших юг Африки, чему у древних египтян. Возможно, всё дело в том, что со временем возросла активность перемещения по Нилу, увеличились объёмы торговли между египтянами и населением Африки к югу от Сахары и работорговля, начавшаяся примерно 1300 лет назад.
Также новые данные пока не могут объяснить, почему древние египтяне были так тесно связаны с людьми из Ближнего Востока. Пока ещё слишком рано делать какие-то предположения, говорит Краузе. Но теперь больше шансов получить ответы на все вопросы, чем когда-либо. "Это первые представление о генетической истории Египта. Но это действительно лишь начало", — заключает учёный.
Результаты исследования опубликованы в научном издании Nature Communications.