Химики рассказали, как загореть без солнца и солярия. И без риска возникновения рака кожи

Исследователи из США открыли белковую молекулу, которая заставляет клетки человеческой кожи покрываться реальным загаром без участия солнца. Она "работает" даже для рыжих людей и блондинов, у которых кожа на солнце быстро обгорает. Кроме того, новая "технология загара" исключает возникновение рака кожи.

"Мы полагаем, что мы открыли новую стратегию борьбы с раком кожи. Злокачественные опухоли чаще всего поражают именно кожу, и большая часть из них связана с облучением ультрафиолетом. Наш подход позволяет заменить молекулы светлых пигментов в клетках кожи на их тёмных "кузенов", не облучая при этом их ултрафиолетовым излучением", — заявил соавтор работы Дейвид Фишер (David Fisher).

По официальной статистике ВОЗ, длительное пребывание на солнце является сегодня основной причиной развития меланомы и других форм рака кожи. Это происходит из-за того, что ультрафиолетовое излучение или напрямую разрушает ДНК, или же взаимодействует с молекулами в клетках нашей кожи и превращает часть из них в канцерогены. Каждый год число жертв рака кожи пополняется на примерно 132 тысяч человек.
Главным "защитником" от неприятных последствий загара является пигмент меланин, поглощающий ультрафиолет без вреда для остальных частей клетки. Сегодня учёные не до конца уверены, защищает ли меланин нашу кожу от рака всегда. Есть свидетельства того, что его жёлтая разновидность, феомеланин, присутствующая в клетках кожи рыжих и светловолосхы людей, способствует развитию меланомы, а синтез меланина в клетках кожи при их облучении светом солнца сопровождается выделением агрессивных молекул, способных повредить ДНК.
В 2006 году Фишер и его коллеги обнаружили, что развитие рака кожи у рыжих и блондинов можно предотвратить, если покрыть их кожу особым веществом – форсколином. Как показали опыты на мышах, он "включает" в их ДНК гены, связанные с синтезом "чёрного" меланина, даже в том случае, если в них отсутствуют или повреждены рецепторы, реагирующие на облучение кожи ультрафиолетом.
Когда учёные попытались провести аналогичные тесты на человеческой коже, их ожидало разочарование: молекулы форсколина не смогли проникнуть через её относительно "толстые" слои. Это заставило команду Фишера приступить к разработке другого белка, который мог бы "просачиваться" через поверхность человеческой кожи и включать ту же цепочку генов, что и форсколин.
Внимание учёных привлек ген SIK2 и связанный с ним фермент, управляющий поведением гена MITF, главного "регулятора" окраски млекопитающих. В нормальных клетках тела SIK2 подавляет работу MITF, препятствуя синтезу новых пигментных молекул и появлению других изменений, обычно связанных с ростом зародыша или реакцией на облучение ультрафиолетом.
Руководствуясь этой идеей, специалисты синтезировали белок YKL 06-061, который нейтрализует молекулы SIK2 и принудительно "включает" MITF на несколько дней, пока концентрация уничтоженного им фермента SIK2 не восстановится.
Как показали опыты на мышах и культурах человеческих клеток, покрытие кожи даже небольшим количеством YKL 06-061 заставляет её покрыться загаром или даже стать полностью чёрной за очень непродолжительное время – 1-2 часа. Этот белок действовал и на "рыжих" мышей, и грызунов-"блондинов", у которых был удалён или поврежден ген MC1R, отвечающий за чёрную окраску волос и смуглый цвет кожи у брюнетов.

В среднем подобный загар остаётся на месте на протяжении примерно десяти дней, после чего сходит вместе с отшелушивающейся кожей, добавляет РИА Новости.
Это вещество, как полагают учёные, может стать основой для будущих средств защиты кожи от меланомы и других видов рака, которые позволят даже рыжим женщинам и мужчинам, блондинам и блондинкам загорать на пляжах долгое время и не бояться солнца.
Подробное описание работы содержится в статье, опубликованной в журнале Cell Reports.
Кстати, ранее химики объяснили, как работают лосьоны для загара, а генетики рассказали о том, что "спрятанный" ген рыжих волос увеличивает риск возникновения рака кожи даже у шатенов.
Тем временем многие защищаются от палящего солнца весьма оригинальными способами. Так, в Перу, чтобы уберечь людей от ожогов и рака кожи, бесплатный вай-фай на пляжах раздают только в тени. Также мы рассказывали об "умном" браслете Sunfriend, который заменяет солнцезащитный крем.