Ученые открыли способ редактировать негативные воспоминания

Ученые из Медицинского центра Колумбийского университета и Университета Макгилла изучили нейроны, взятые у морской улитки аплизии, чтобы проверить гипотезу, объясняющую, как воспоминания о негативном опыте вызывают тревожные состояния.

Медики борются с посттравматическим синдромом, для чего изучают все возможные варианты его устранения. Если негативного опыта избежать не удалось, нужно решать, как максимально снизить его влияние на психику.

Нейроны улитки — один из способов. Известно, что нейроны участвуют в хранении долгосрочных воспоминаний, усиливая синапсы (связи между нейронами), укрепляющие воспоминания в сознании.

Негативный опыт не всегда приводит к травме. Для большинства опасных ситуаций человеческий мозг уже выработал рефлексы. Однако иногда случайные воспоминания о плохом событии в жизни наносят психике вред. Люди с диагнозом ПТСР повторно «переживают» свою травму благодаря случайной неассоциативной памяти, и это мешает нормальной жизни.

Гипотеза «синаптической маркировки и захвата» воспоминаний предполагает возможность внесения изменений активности синапсов. Ранее ученые выяснили, что химические процессы формирования различных типов памяти — ассоциативной и случайной неассоциативной — практически одинаковые. Но что если процессы протекают по-разному?

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые взяли два чувствительных нейрона морского моллюска, соединенные с двигательным нейроном. Первый нейрон стимулировали так, словно он представлял собой ассоциативную память, а второй формировал неассоциативные воспоминания. Оказалось, что в одном случае силу синапса определяли белки классической формы киназы, а в другом — атипичной киназы.

Выборочная блокировка одного из ферментов препятствовала формированию неассоциативной памяти. Однако пока это является хорошей новостью только для улитки. К счастью, позвоночные также имеют похожие вариации киназ, передает Science Alert.

Ученым потребуются дополнительные исследования, чтобы приблизиться к разработке лекарства, способного блокировать повторные возникновения негативных воспоминаний. На данный момент специалисты уже рады тому, что сумели «приоткрыть дверь, которая считалась запертой».