Планетологи: полюса Урана меняются местами каждый день

Магнитное поле Урана оказалось крайне необычным и нестабильным: планета-гигант меняет свои полюса местами каждый день.

"Наши наблюдения показывают, что магнитный щит Урана не стоит на месте и его положение очень сильно зависит, помимо всех остальных факторов, от того, как он вращается вокруг своей оси. Это радикально отличает Уран от Земли или любых других планет Солнечной системы", — заявила Кэрол Пати (Carol Paty) из Технологического института Джорджии в Атланте (США).

Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается, "лёжа на боку", то есть ось её вращения лежит в плоскости её орбиты. В то же время, магнитные полюса Урана сдвинуты относительно географических на угол в 60 градусов. Для сравнения: на Земле это отклонение составляет лишь 11 градусов, что и позволяет пользоваться магнитным компасом, чтобы определить направление на географический полюс.
Учёные полагают, что сдвиг магнитных полюсов связан с тем, что магнитное поле планеты генерирует солёный океан, скрытый под её плотной атмосферой. Причиной этого сдвига и того, почему планета вращается на "боку", как сегодня считают планетологи, была серия мощных столкновений Урана с крупными "зародышами" планет в далеком прошлом.
Пати и её коллеги открыли ещё одну необычную черту магнитного поля Урана, пытаясь воспроизвести то, как магнитное поле и атмосфера планеты-гиганта взаимодействует с солнечным ветром. Эти необычные данные, которые учёные до сих пор не могли объяснить, были получены еще в 1986 году, когда мимо Урана пролетел зонд "Вояджер-2", получивший первые фотографии и научные данные о планете и её спутниках.
Необычность этих данных заключалась в том, что атмосфера Урана в одни дни была "закрыта" магнитным щитом и не бомбардировалась частицами солнечного ветра, а в другие была полностью беззащитна перед его напором.
Пытаясь понять, как такие вещи могли происходить, авторы статьи создали компьютерную модель недр Урана, учитывая данные с "Вояджера-2", и просчитали то, как меняется его магнитное поле с течением времени.
Эти расчёты привели к крайне необычным результатам, сообщает РИА Новости. Оказалось, что в определённые времена года, такие как дни зимнего или летнего солнцестояния, магнитное поле Урана выглядит как своеобразный гигантский "рубильник", переключающий положение полюсов планеты каждые 18 неполных часов — на Уране это как раз одни сутки.
Эти переключения порождают своеобразные "дыры" в магнитном щите планеты, рождение которых и зафиксировал зонд "Вояджер-2" 30 лет назад. Схожим образом, как считает Пати, могут себя вести и другие планеты, похожие на Уран, десятки которых были открыты за последние годы телескопом "Кеплер" и другими обсерваториями.
Поэтому изучение Урана, в том числе и при помощи новых зондов, может стать ключом к пониманию того, как устроены такие планеты и может ли жизнь существовать на их спутниках, если они находятся внутри зоны обитаемости, заключают астрономы.
Статья по итогам исследования опубликована в журнале JGR: Space Physics.
Напомним, что ранее планетологи впервые разглядели бурную жизнь Урана сквозь завесу метана, а также наблюдали невиданную ранее штормовую активность ледяного гиганта. Кстати, недра Урана (как и недра Нептуна) могут состоять из экзотической угольной кислоты.