Детский зуб приоткрыл тайны жизни денисовских людей

Находка стала четвертой подсказкой, которая может пролить свет на происхождение и расселение таинственных денисовцев — ветви развития человечества, считающейся отдельной от неандертальцев и сапиенсов.

В 2010 году команда ученых из лейпцигского Института эволюционной антропологии общества Макса Планка под руководством шведского биолога Сванте Паабо секвенировала ДНК, извлеченную из фрагмента кости фаланги детского пальца, найденного в 2008 году российскими археологами в Денисовой пещере на Алтае.

Выяснилось, что митохондриальная ДНК этого образца Denisova 3 отличается от ДНК современного человека по 385 нуклеотидам, в то время как митохондриальная ДНК неандертальцев отличается от ДНК Homo sapiens на 202 нуклеотида.

В геномах денисовцев и неандертальцев из Денисовой пещеры обнаружен вклад еще одной неизвестной популяции Homo sapiens. По митохондриальной ДНК денисовцы противостоят как неандертальцам, так и сапиенсам.

Теперь специалисты из того же Института Макса Планка исследовали крошечный молочный зуб, принадлежавшей девочке 10-12 лет, найденный в той же Денисовой пещере. Вивиан Слон и ее коллеги добавили к накопленным за годы исследований скромным данным о денисовцах еще одну окаменелость, передает New Scientist.

В ходе анализа выяснилось, что девочка, вероятно, жила на 40 000 лет раньше, чем другие денисовцы, останки которых находили ранее. Несмотря на различия, ДНК в новом образце схожи с предыдущими, что говорит о том, что население денисовцев было небольшим и имело низкое генетическое разнообразие на протяжении очень долгого времени.

К сожалению, зуб позволяет восстановить только 1,5% ядра генома — этого недостаточно, чтобы полностью исследовать генетическое разнообразия этой группы в пространстве и времени.

Поэтому генетики и антропологи стремятся отыскать больше генетического материала денисовцев в других районах Восточной Азии. Существуют доказательства, что эта группа была широко распространена по всему региону: в ДНК современных людей содержатся «следы» денисовцев, а значит, что они пересекались с представителями Homo Sapiens, которые прибыли в этот регион позднее.

Некоторые специалисты подозревают, что население Денисовой пещеры могло быть весьма необычным. По крайней мере, сейчас у генетиков «на руках» все признаки того, что денисовцы происходили из небольшой, потенциально инбредной популяции.