Астрономы открыли самую маленькую звезду во Вселенной

Астрономы обнаружили в созвездии Скульптора самую маленькую звезду Вселенной из известных сегодня. Её радиус лишь немногим больше сатурнианского, а масса — всего в 85 раз больше, чем у Юпитера.

"Наше открытие является наглядной демонстрацией того, каких минимальных размеров могут достигать звёзды. Если бы масса EBLM J0555-57Ab была чуть меньше, то термоядерные реакции в её ядре просто не запустились бы, и она бы превратилась в коричневого карлика", — рассказывает Александр Боттишер (Alexander Boetticher) из Кембриджского университета (Великобритания).

Все звёзды Млечного Пути и других галактик рождаются внутри особо плотных облаков из газа, часть из которых в определённый момент сгущается и начинает уплотняться. Со временем температуры и давления внутри этих растущих сгустков вырастают до столь высоких значений, что в их центре начинают происходить термоядерные реакции между отдельными атомами водорода.
Подобные реакции, как показывают расчёты астрофизиков, могут происходить только внутри достаточно крупных объектов, чья масса составляет примерно 7% от солнечной, что в 73 раза больше массы Юпитера. Менее крупные небесные тела превращаются в коричневых карликов — "несостоявшиеся звезды", слабо светящиеся в инфракрасном диапазоне и постепенно угасающие. Хотя недавнее исследование немного "опустило планку": оказалось, что объекты, рождённые с массой всего 6,7% от солнечной, тоже могут "блистать" на протяжении триллионов лет.
Боттишер и его коллеги открыли первый пример звезды, находящейся на самой границе между коричневыми карликами и самыми тусклыми и небольшими красными карликами, наблюдая за тесными парами светил, одно из которых заметно меньше по размерам, чем его компаньон.
Когда такая небольшая и тусклая звезда проходит по диску более крупного светила, его яркость резко падает, что позволяет астрономам очень точно измерить диаметр и массу и той, и другой "половинок" двойной системы. Руководствуясь подобным принципом, специалисты уже несколько лет наблюдают за ночным небом южного полушария, пытаясь найти самые небольшие и тусклые звёзды.
Эти поиски увенчались полным успехом: команде Боттишера удалось открыть рекордно малую звезду EBLM J0555-57Ab, расположенную в 600 световых годах от Земли. Она вращается вокруг почти полного двойника Солнца, совершая один оборот вокруг него за семь дней, сообщает РИА Новости.
Это светило размером с Сатурн, чья масса составляет всего 8% от солнечной, обладает невероятно высокой плотностью для звезды и притягивает материю примерно в 300 раз сильнее, чем Земля. Как показывают наблюдения, она отличается необычно спокойным характером для звёзд небольших размеров, что, вкупе с очень длинными сроками жизни у таких светил, создаёт самые благоприятные условия для зарождения жизни.

"Самые небольшие звёзды являются оптимальными для поиска двойников Земли и изучения их атмосферы. С другой стороны, прежде чем мы сможем приступить к таким поискам, нужно сначала всесторонне изучить и понять звезду, вокруг которой они вращаются или могут вращаться", — заключает Эмори Трио (Amaury Triaud), коллега Боттишера, недавно открывший уникальную планетную систему TRAPPIST-1 с семью аналогами Земли.

Подробное описание миниатюрной звезды содержится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.
Добавим, что ранее астрономы наконец-то выяснили, существует ли "злой" близнец Солнца, а также получили снимки крупнейшей соседки Солнца — звезды Бетельгейзе.