Мужчины в зоне риска: открыта связь между микробиомом пениса и заражением ВИЧ

Вирусологи из университета Джорджа Вашингтона (США) выявили необычайно сильную связь между микрофлорой мужских половых органов и вирусом иммунодефицита, открыв несколько штаммов бактерий, повышающих вероятность заражения ВИЧ на 53-64%.
Более ранние исследования связывали человеческий микробиом (совокупность микроорганизмов, обитающих внутри нашего тела и на нём) с различными болезнями и расстройствами — от ожирения до перхоти. Однако до сих пор мало что было известно о пенильном микробиоме (то есть микробиоме полового члена).
Изучая колонии бактерий, обитающих под крайней плотью ВИЧ-инфицированных и ВИЧ-отрицательных добровольцев, учёные выявили связь между количеством анаэробов (бактерий, процветающих при отсутствии кислорода) и повышенным риском заражения ВИЧ.

"Это исследование впервые показывает, что бактерии в составе микробиома пениса могут быть фактором риска заражения ВИЧ-инфекцией у мужчин, —  рассказывает ведущий автор работы Цынди Лю (Cindi Liu). — Чем больше бактерий, не переносящих кислород, содержалось в микробиоме половых органов, тем выше была опасность заражения".

В ходе работы её команда изучила 46 случаев заражения ВИЧ, а также анализы 136 здоровых мужчин (все участники исследования были гетеросексуальными и активно меняли половых партнёрш). При помощи новейших методов молекулярной биологии эксперты измеряли количество пенильных бактерий под крайней плотью. Как оказалось, десятикратное увеличение четырёх штаммов анаэробных бактерий (Prevotella, Dialister, Finegoldia и Peptoniphilus) коррелирует с увеличением риска заражения ВИЧ: при наличии каких-либо из этих бактерий вероятность заражения повышалась на 53%, а если в микробиоме присутствовали сразу все штаммы, то риск инфицирования возрастал на 64%.
Как именно вирус связан с этими микроорганизмами, пока не совсем понятно. Предположительно анаэробы особым образом взаимодействуют с иммунными клетками, которые поражают вирус. Вероятно, бактерии подают им биохимические сигналы и выманивают иммунные клетки на поверхность слизистой оболочки, где их и заражает ВИЧ.
В случае с другими патогенами это было бы хорошо, потому что иммунные клетки боролись бы с ними, что называется, на месте, однако в случае ВИЧ они бессильны, поясняют специалисты.
Авторы надеются, что их работа и аналогичные исследования других команд помогут разработать новые способы защиты от ВИЧ-инфекции как для мужчин, так и для женщин. Например, можно создать способ выборочного воздействия на пенальный микробиом для уменьшения числа анаэробов.

"Работа, которую мы делаем, направлена ​​на поиск эффективных стратегий по сокращению путей передачи ВИЧ. Это исследование помогает нам понять, как  обрезание снижает вероятность заражения вирусом и указывает на новые пути борьбы с факторами риска", — заключает соавтор работы иммунолог из Университета Торонто Руперт Каул (Rupert Kaul).

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании mBio.
Напомним, что ранее исследователи представили новый тест, который помогает обнаружить даже "скрытый" ВИЧ, а также революционную вакцину против ВИЧ, которая помогла пациентам бороться с заболеванием без лекарств.