Не в этой системе: почему Европа и Энцелад не могут быть обитаемы

Сегодня поиск внеземной жизни идёт полным ходом: специалисты  разрабатывают новые методы исследований и выбирают места, куда можно отправиться искать "соседей".
Большие надежды возлагаются на экзопланеты и естественные спутники газовых гигантов Солнечной системы. Предполагалось, что последние могут населять земные бактерии. Особенно активно разрабатывалась версия с ледяными мирами: к примеру, учёные считали, что на Европе (спутнике Юпитера) под ледяной поверхностью может скрываться целый океан жидкой воды с живыми микроорганизмами. Те же самые предположения высказывались и насчёт Энцелада (спутника Сатурна), причём совсем недавно оптимистичные данные передал зонд "Кассини".
Однако новое исследование учёных из Корнеллского университет (США) показало, что вряд ли ледяные миры, список которых возглявляют Европа и Энцелад, могут поддерживать условия, пригодные для жизни.
Чтобы узнать это наверняка, команда под руководством Рамсеса Рамиреса (Ramses Ramirez) использовала глобальные климатические модели планет и выяснила, как ледяные миры, вращающиеся вокруг солнцеподобных звёзд (типа F или G), "перенесут" период таяния льдов. Исследователи сымитировали процесс нагревания Солнца, который происходил в последние несколько миллиардов лет, постепенно наращивая его яркость.
Оказалось, что для таяния ледяной поверхности требуется невероятно большое количество энергии, и если Солнце станет столь горячим, чтобы растопить лядяную корку, то небесные тела попросту пропустят "переходное" состояние (пригодное для жизни) и сразу же превратятся в огромные "парники". Океаны на них быстро испарятся, не оставив надежды на зарождение жизни в водной среде.

Но есть и хорошая новость: вероятно, внеземную жизнь стоит искать в системах со светилами K и M-типа (по той же основной или гарвардской спектральной классификации звёзд). Скорее всего, именно в них при повышении яркости звезды на ледяных мирах наступит так называемый период обитания – время, пригодное для существования жизни. "Если бы Европа и Энцелад вращались вокруг таких звёзд, они, вероятно, были бы в безопасности", – считает Рамирес.
Впрочем, на одну климатическюу модель планетологи полагаться не могут, ведь, как показывает эволюционная история нашей Солнечной системы, многие планеты (например, Марс и Земля) успели пережить самые разные состояния – от практически "снежного кома" до сухого и жаркого мира. Коллеги Рамиреса полагают, что существующие модели, основанные на земном опыте, могут нести немалые погрешности. А это значит, что требуются новые исследования и новые модели.
Научная статья по итогам нового исследования опубликована в издании Nature Geoscience.
Кстати, ранее строительные блоки удивительной внеземной жизни были найдены и на Титане, ещё одном спутнике Сатурна. А вот в обитаемости ближайшей к нам землеподобной планеты Проксима b исследователи усомнились.