Ученые раскрыли примерный возраст многоклеточных

Жизнь на земле зародилась как минимум два миллиарда лет назад, но только в последние полмиллиарда ее стало возможно увидеть невооруженным глазом. Одним из вопросов, которые биологи пытались решить, было то, как у живых существ получилось эволюционировать из микробов в многоклеточных. Теперь ученые проанализировали химические следы жизни в скалах, которым более миллиарда лет. Выяснилось, что поворотным этапом в эволюции стал ледниковый период. Исследование об этом опубликовано в журнале Nature.

Исследователи из Австралийского национального университета в Канберре реконструировали последовательность развития жизни на планете до и после ледникового периода. Порядка 700 млн лет назад наступило глобальное похолодание и Земля превратилась в гигантский снежок. Лед покрывал большую часть всей территории, изредка перемежаясь извергающимися вулканами. Затем настал короткий период таяния, после чего Земля опять покрылась ледяной коркой и снова оттаяла через несколько миллионов лет. В промежуток между оледенениями и после них зародилась многоклеточная жизнь.

Следы многоклеточных остались в горных породах в виде клеточной мембраны — это нечто вроде окаменелостей среди ранних микроорганизмов. Для Измеряя химические изменения в этих мембранах, биологи нашли признаки быстрого роста новой формы жизни водного планктона в оттаявшем океане. Некоторыми из этих форм были эукариоты — наши далекие предки, клетки которых содержали ядро.