Опухоль «знает», чем её собираются лечить

Российские исследователи продолжают изучать вопросы лечения и диагностики раковых заболеваний. Не так давно мы рассказывали об отечественном "онкороботе", создании кремниевых наночастиц, "сжигающих" раковые клетки, а также о новой тест-системе, способной распознать сложный для диагностики вид опухолей.
Новое исследование в этой области представили команда из НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова (Санкт-Петербург) под руководством онкогенетика Евгения Имянитова. Учёные исследовали причины возникновения рецидивов опухолевого заболевания, возникающих при лечении рака яичника.
Типичная ситуация такова: женщины практически всегда приходят на первичный приём к онкологу уже на серьёзных стадиях развития заболевания. Мало кому удается "поймать" данный вид рака в самом начале, поскольку он протекает практически бессимптомно и не всегда поддается своевременной диагностике.
Обычно пациенткам назначают цисплатин — цитотоксический препарат, который запускает процесс гибели злокачественных клеток. В результате примерно за два месяца опухоль уменьшается в размерах и становится операбельной. Когда её видимая часть уже удалена, пациенткам, как правило, назначается опять же цисплатин для предотвращения рецидива. Вроде бы всё логично: если препарат так эффективно уменьшал размеры опухолевых масс за первые два месяца, то он "добьёт" и оставшиеся после операции клетки. Однако болезнь чаще всего опять рецидивирует. Исследовательская группа Евгения Имянитова стремится ответить на вопрос, почему же так происходит.
В ходе своих исследований учёные проанализировали ткань уже удалённой опухоли после проведённой двухмесячной терапии цисплатином. И неожиданно они обнаружили ткань, созданную из клеток с совершенно другими свойствами: они заведомо не могут отвечать на лечение цисплатином.
Примечательно, что эти устойчивые к терапии клетки существовали уже в исходной опухолевой массе, правда, в малых количествах. Всего два месяца терапии привели к гибели основной массы опухоли, а освободившееся пространство моментально заняли устойчивые к цисплатину клетки — те, которые до лечения были представлены единичными экземплярами. Получается, опухоль заранее "знала", чем её собираются лечить, и подготовила резервные, устойчивые к лечению варианты клеток.

"По-видимому, в опухоли сосуществуют разные типы клеток, и у них своя иерархия. Для онкологов это шок, потому что до этого момента логика была простой: нужно взять опухолевую клетку и изучить её для выбора оптимального "оружия". А получается, что опухоль напоминает собой целый орган, то есть она регулирует себя намного тоньше, чем нам до этого казалось", — рассказывает Евгений Имянитов.

Получается, что в опухоли сосуществуют два типа клеток: одни не имеют устойчивости к лечению, но поначалу выигрывают в скорости роста и поэтому по большей части формируют опухолевую массу. Другие изначально обладают резистентностью, то есть устойчивостью против будущего препарата. В данном случае речь идёт не о механизмах эволюции, а о селекции предсуществующих клеток.

"Мы всегда радуемся, когда нам демонстрируют случаи уменьшения размеров опухоли под воздействием того или иного препарата. Но получается, что параллельно могут происходить противоположные процессы — активное деление резистентных к лечению клеток, которые довольно быстро заполняют освободившиеся пространства. Наша работа ставит под сомнение очень многие догмы онкологии. Ограниченность подходов в современном лечении рака заложена в природе опухоли. Именно биология опухоли объясняет краткосрочность эффектов многих существующих схем терапии", — отмечает Имянитов.

В данный момент его команда рассматривает новые схемы лечения злокачественных опухолей, которые предполагают уменьшение времени проведения курсов химиотерапии, повторные молекулярные тесты во время терапии и назначение инновационных препаратов после операции, сообщает РИА Новости.
Статья по итогам работы российских специалистов опубликована в журнале Cancer Letters.
Добавим, что ранее российские учёные нашли в укропе и петрушке вещества, помогающие бороться с опухолями лёгких, кожи, предстательной и молочной желёз, толстой кишки и яичников.