Волонтёры нашли паука в неожиданном уголке Марса

Неизвестно, может ли кухарка управлять государством, но сделать вклад в мировую науку она может. Для этого ей достаточно зайти на сайт проекта Zooniverse и выбрать тему по душе – от физики до литературы.
Дело в том, что в науке очень много работы не только для высокоучёных голов, но и для внимательных глаз, и очень большого терпения. Вопреки расхожему мнению, далеко не вся рутинная обработка данных легко автоматизируется. Например, в распознавании образов компьютер всё ещё безнадёжно отстаёт от вышколенного миллионами лет эволюции человеческого зрения. И это несмотря на все усилия программистов, научивших своих подопечных писать картины, не путать сигналы светофора и даже прогнозировать продолжительность жизни человека по фото его органов.
Между тем астрономам нужно сортировать галактики: в одну корзину — спиральные, в другую — эллиптические, в третью — какие-нибудь другие. Различать на снимках дальнего космоса вспышки сверхновых. Искать планеты у других звёзд. Всё это требует просмотра огромного количества изображений и их классификации по простым признакам, которые легко усвоит ребёнок, но пока не в состоянии уразуметь современная нейронная сеть. Астрономов мало – например, в России человек 500–600. Они нуждаются в помощи. В других науках тоже хватает работы.
Один из действующих проектов в составе Zooniverse – поиск на фотографиях Марса пауков, сыра и, так уж и быть, кратеров. Правда, "пауками" называются трещины характерной формы, а "швейцарским сыром" – ландшафт, состоящий из хребтов и круглых впадин, проеденных эрозией в марсианских полярных льдах.
Зимой на южном полюсе Красной планеты так холодно, что углекислый газ местной неприветливой атмосферы превращается в лёд. Когда становится теплее, солнечные лучи проникают сквозь полупрозрачный ледяной панцирь и нагревают скрытую под ним поверхность Марса. Подогретый снизу CO2 вновь переходит в привычное агрегатное состояние. Струи газа раскалывают лёд и вырываются на свободу, захватив с собой мелкие кусочки грунта. Так образуются ветвистые трещины, формой напоминающие известных членистоногих.
Научная статья, вышедшая в журнале Icarus, обобщает результаты обработки более двадцати тысяч изображений Марса. Фотографии были сделаны аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, который с 2006 года разглядывает Красную планету с орбиты. В работе приняли участие десять тысяч добровольцев. Совместный труд, как говорил кот Матроскин, объединяет. А ещё он приносит неожиданные открытия.

Прежде единственным "паучьим логовом" считалась область, известная как Южнополярные слоистые отложения (SPLD). Сухой углекислый лёд там перемежается привычным водяным льдом и пылью. Однако внимательные волонтёры заметили эту любопытную форму рельефа в совсем другом районе "марсианской Антарктики". Учёные сфотографировали эту точку ещё раз – с того же аппарата, но камерой с более высоким разрешением. Открытие подтвердилось.

Доктор Мег Швамб (Meg Schwamb), ведущий автор исследования, говорит: "Это была совершенно неожиданная находка. Благодаря всем этим глазам, рассматривающим изображения, теперь мы знаем, что SPLD – это не единственное место, где образуются "пауки". Это поможет нам лучше понять процесс образования двуокиси углерода".

Аналогов процессам, порождающим "пауков", на Земле нет. Единственное небесное тело, которое подозревается в похожей активности – спутник Нептуна Тритон. На Марсе вообще хватает экзотики – например, поверхность планеты покрывают смертельно опасные перхлораты. Впрочем, кое в чём наш сосед похож на Землю. Там можно хоть изредка полюбоваться облаками, а ещё, как недавно выяснилось, там бывают метели. Планета изрыта оврагами, но учёные спорят, виновата ли в этом вода. Марс полон загадок. И принять участие в новых открытиях можно прямо сейчас, ведь добровольцы, нашедшие "паука", исследовали только 11% южных полярных областей Марса.