Крупное генетическое исследование показало, как люди эволюционируют

Масштабное генетическое исследование, целью которого было определить, как эволюционирует геном человека, свидетельствует о том, что естественный отбор избавляет человечество от вредных генетических мутаций, которые сокращают жизнь людей.

В ходе работы, результаты которой опубликованы в PLoS Biology, была проанализирована ДНК 215 000 человек. Это одна из первых попыток непосредственно исследовать, как люди развиваются в течение одного или двух поколений.

Исследователи изучили большие генетические базы данных США и Великобритании. Внимание было уделено мутациям, чья распространенность изменилась в разных возрастных группах.

Как отмечает ведущий автор исследования Хахаманеш Мостафави, эволюционный биолог Колумбийского университета в Нью-Йорке, люди, которые несут вредный генетический вариант, умирают в более молодом возрасте, поэтому вариант становится более редким у старшей части населения.

Мостафави и его коллеги проверили свыше 8 млн часто встречающихся мутаций и обнаружили две, которые оказались менее распространенными с возрастом. Вариант гена APOE, который сильно связан с болезнью Альцгеймера, редко встречается у женщин старше 70 лет. И мутация в гене CHRNA3, связанная с зависимостью от курения у мужчин, исчезала начиная со среднего возраста. Исследователи предположили, что люди без этих мутаций, скорее всего, будут жить дольше.

Это само по себе не свидетельствует о работе эволюции. С эволюционной точки зрения не так важна долгая жизнь, как репродуктивно плодотворная, с большим количеством детей, которые доживают до половозрелого возраста и рождают собственное потомство. Таким образом, можно ожидать, что вредные мутации, которые будут оказывать влияние после репродуктивного возраста, для эволюции и естественного отбора безразличны.

Но если это так, в геноме было бы много мутаций, сокращающих жизнь, утверждают авторы. То, что такое крупное исследование обнаружило только две из них, говорит о том, что эволюция эти мутации «отбрасывает», говорит Мостафави, уточняя, что, вероятно, другие уже были вычищены из ДНК в ходе естественного отбора.

Вопрос о том, почему эти мутации позднего действия могут снизить генетическую пригодность человека — способность воспроизводить и распространять свои гены, — остается открытым.

Авторы предполагают, что если речь идет о мужчинах, то смысл может быть в том, что те из них, кто живут дольше, могут иметь больше детей. Но вряд ли это полное объяснение. Более убедительно, по мнению ученых, выглядит версия, согласно которой родители, живущие в старости в добром здравии, могут заботиться о своих внуках, увеличивая шансы последующих поколений на выживание. Это иногда называют «гипотезой бабушки» и может объяснить, почему люди склонны жить долго после менопаузы.

Во-вторых, возможно, генетические варианты, которые отчетливо негативно проявляют себя в старости, наносят менее заметный вред и молодым организмам. Научных данных пока недостаточно для того, чтобы подтвердить, действительно ли это так.

Кратко о работе сообщает Nature.