Иммунная система человека склоняет плесень к «самоубийству»

В день люди в среднем вдыхают от 1 тыс. до 10 млрд спор плесени, еще больше — после наводнений и ураганов. Каждая спора потенциально может внедриться в наши легкие, грозя мучительной смертью. От такой участи нас защищает иммунная система, но она не устраивает плесени «кровавую бойню», а «убеждает» споры самоуничтожиться, пишет Ars Technica со ссылкой на Science.

Впрочем, существует опасность для людей, чей иммунитет подорван. Понимание того, как организм сопротивляется спорам должно помочь в создании новых терапевтических стратегий. Для того, чтобы разобраться в механизме защиты от спор ученые сравнили работу иммунокомпетентных клеткок у человека с работой этих клеток у мышей.

Исследователи в качестве противника выбрали споры Aspergillus fumigatus, наиболее распространенную причину пневмонии. Выяснилось, что важную роль в защите играют так называемые нейтрофилы, очень мобильные иммуноциты, которые спешат проглотить болезнетворные микроорганизмы, как Pac-Man. Но, заглатывая споры, нейтрофилы не убивают, а фактически запускают процесс их «самоубийства».

Этот процесс самоуничтожения клетки — апоптоз — общий для животных, растений и грибов. Он нужен для уничтожения дефектных клеток. Неспособность к программируемой клеточной смерти является отличительной чертой раковых клеток.

В клетках человека есть белок, который блокирует апоптоз — сурвивин. С помощью генной инженерии ученые спроектировали споры, которые производили бы достаточное количество подобного белка, препятствующего их саморазрушению. Смертность подопытных мышей от таких спор возросла втрое. Но после добавления лекарства, блокирующего сурвивин, нейтрофилы снова смогли бороться со спорами, и результаты болезни были уже не столь опустошающими.

Как выяснили ученые, споры с сурвивином лучше переживают окислительный стресс — процесс повреждения клетки в результате окисления.  Нейтрофилы используют ферментный комплекс НАДФH-оксидаза, «убеждая» споры, что те оказались в стрессовой среде и обречены. Это подтверждается тем фактом, что люди, у которых НАДФH-оксидаза дефектна, чаще заражаются инвазивной грибковой инфекцией, а мыши, вовсе лишенные этого фермента, почти беззащитны против спор, независимо от того, были ли те укомплектованными сурвивином. Другими словами, без фермента нейтрофилы не могут обмануть споры и «уговорить» их совершить «самоубийство».