"Кьюриосити" штурмует марсианские склоны

Марсоход Curiosity известен тем, что в день своего рождения исполняет сам себе песенку "Happy Birthday". Теперь у него есть причины петь вслед за Высоцким: "Здесь вам не равнина, здесь климат иной…".
Мы уже рассказывали о том, чем так замечателен этот аппарат. Одно из главных его преимуществ – мобильность. Ровер умеет двигаться по склонам как вверх, так и вниз. Геологи особенно ценят это его качество, потому что им важно взглянуть на обрывы и трещины, обнажающие череду геологических слоёв.
И вот аппарат начал восхождение по северо-западному склону горы Эолодиа, также известной как гора Шарпа. Её исследование планировалось учёными, ещё когда они выбирали место для посадки марсохода в 2012 году.
Целью нынешней прогулки ровера является хребет в нижней части горы, неофициально названный в честь Веры Рубин  – американского астрофизика, когда-то обнаружившего тёмную материю. Известна эта деталь рельефа и как Гематитовый хребет. Так его называют из-за высокого содержания гематита, он же красный железняк. Этот материал представляет собой оксид железа Fe2O3, практически ржавчину. Наблюдения с орбиты показывают, что на вершине хребта этой породы больше, чем в любом другом месте вблизи подножия горы. Любопытно, что "хребет Веры Рубин" ещё и сопротивляется эрозии гораздо лучше окружающих скал.

Исследователи стремятся понять, откуда там столько гематита, чем объясняется такая стойкость к выветриванию и не связаны ли, часом, между собой два этих факта. Также они не прочь взглянуть поближе на крутые склоны хребта и прочитать на них страницы геологической летописи. Камеры марсохода показывают тонкое расслоение с обширными яркими жилами различной ширины, прорезающими слои.
"Теперь у нас будет возможность исследовать слои по мере подъема ровера", – говорит Абигаль Фрейман (Abigail Fraeman), член научной команды Curiosity из Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA.
Исследователи планируют, что марсоход поднимется на высоту 65 метров – это около 20 этажей. Для этого ему придётся совершить несколько переходов общей протяжённостью в 570 метров.
Curiosity радует исследователей не в первый раз. Например, он зафиксировал на Красной планете впечатляющие перепады температуры и атмосферного давления, которые могут объяснить знаменитые марсианские пыльные бури. Кроме того, ровер обнаружил на Марсе любопытный метеорит, похожий на Сихотэ-Алинский. А ещё он знаменит своими прекрасными фотографиями, которые инженеры NASA собирают в панорамные видео. Хочется надеяться, что и геологических открытий на склонах марсианской горы ему тоже предстоит немало.