Ошибка исследователя? "Кровь динозавра" может быть продуктом воздействия земных недр

О чём могут рассказать ископаемые останки динозавра? Разумеется, прежде всего о строении его скелета. Это и само по себе впечатляет, особенно если рептилия крупнее всех своих известных собратьев. Кроме того, "опорный каркас " тела укажет на расположении мышц, а там недалеко и до ответа на вопрос, могли ли тираннозавры бегать . А изотопный анализ зубов и яичной скорлупы расскажет о температуре тела и развеет миф, что все динозавры были холоднокровными.
Однако костями дело не ограничивается. Иногда сохраняются и остатки мягких тканей, образцы белков (точно? коллаген вроде бы находили, но сохранялась ли его структура полностью?) и даже ископаемые кровяные тельца (тут точно надо писать, что не в чистом виде). Впрочем, последний факт недавно был поставлен под сомнение.
Команда исследователей во главе с Эваном Сайттой (Evan Saitta) из Бристольского университета решила смоделировать воздействия, которым подвергаются останки вымершего животного за миллионы лет пребывания в земле. Их интересовало поведение белков кератинов, которые являются основой перьев, волос, ногтей и рогов животных.

Поскольку свежезабитых динозавров у экспериментаторов не было, они использовали более современную органику. В частности, процедуре подвергались перья индейки и курицы, волосы из лошадиной гривы, образцы кожи нильского крокодила и той же индейки.
Оказалось, что при условиях, соответствующих воздействию геологических пластов на будущую окаменелость, кератины превращаются в жидкость, которая ничем не напоминает исходное вещество. К тому же она хорошо растворяется в воде и за миллионы лет должна попросту вымыться из образца. Таким образом, заключают авторы, эти белки в ископаемых останках сохраняться не могут, а их обнаружение, скорее всего, является следствием позднейших загрязнений.
Неутешительны выводы и по части древних кровяных телец. В коже индейки после эксперимента обнаружились структуры, чрезвычайно похожие на те, что были идентифицированы как ископаемые эритроциты. Исследователи полагают, что это попросту следы термического воздействия. Ткани становятся пластичными и собираются в складки разных размеров и форм, в том числе похожие на двояковыпуклые "линзы" клеток крови.
Авторы новой работы считают даже, что и сама органика, образовавшая "эритроциты", должна принадлежать не динозаврам, а только проникшим в их кости микробам.
Детали исследования опубликованы в журнале Palaios.
К слову, учёные не впервые напоминают, что к окаменелостям надо относиться критично. Не так давно был описан скелет ихтиозавра, которому сотрудники музея приделали чужой хвост.