Новое открытие: у ближайшей к Солнцу звезды может быть много планет

"Проксима" – значит "ближайшая". Это имя носит самая близкая к Солнцу звезда, заурядный красный карлик, каких большинство в Галактике .
Расстояние до неё составляет примерно четыре световых года. Это в 10 тысяч раз больше дистанции от Солнца до Плутона. К этой малой планете, напомним, аппарат "Новые горизонты" добирался долгие девять с половиной лет.
Пока одни учёные разрабатывают смелые проекты космических аппаратов, способных преодолеть такие расстояния за разумный срок, другие подвергают их жёсткой критике. Кто прав в этом споре, покажет время, а пока астрономы изучают Проксиму Центавра так, как они изучали Вселенную испокон веков – на расстоянии.
Мы уже рассказывали о массиве радиотелескопов ALMA, обосновавшемся в чилийской пустыне. Недавно он принёс новое открытие. Вокруг ближайшей к нам и всё же такой далёкой звезды, этого дразнящего символа слабости человека перед беспредельностью космоса, существует пояс холодной пыли.
Он начинается на расстоянии одной астрономической единицы от звезды и тянется до расстояния четырёх астрономических единиц. Хотя пояс и называется пылевым, он может содержать куски камней и льда самых разных размеров: от крупинок диаметром меньше миллиметра до крупных астероидов. Например, пылевые пояса Солнечной системы – это пояс Койпера и главный пояс астероидов .
Команда астрономов во главе с Гильемом Англадой (Guillem Anglada) из Института астрофизики Андалусии вычислила, что общая масса этого пояса невелика – всего около одного процента массы Земли. Кроме того, там очень холодно: температура его составляет около минус 230 градусов по Цельсию.

Наблюдательные данные также позволяют предположить, что вокруг Проксимы Центавра существует и ещё один пылевой пояс, в десять раз дальше первого.
Чем интересно такое открытие? У изучаемой звезды уже обнаружена одна планета. Она расположена очень близко к светилу. Расстояние между ними составляет всего четыре миллиона километров (дистанция между Землёй и Солнцем больше в 37,5 раза).
Но наличие пылевых поясов может говорить о том, что неяркий красный свет звезды может согревать много миров. Дело в том, что породить такие диски может именно многопланетная система с богатой историей столкновений между планетами.
Пригодность для жизни уже открытой планеты Proxima b вызывает сомнения. Но, если там есть и другие миры, то, быть может, жизнь есть на них? А вдруг, чем космос не шутит, разумная?
Есть у астрономов и менее фантастические причины интересоваться такими пылевыми дисками. Реконструкция истории других планетных систем позволит нам лучше понять механизмы, которые управляют их рождением и эволюцией.
До 1990-х годов единственной планетной системой, известной астрономам, была Солнечная. Её свойства и воспроизводили теории происхождения планет. Орбиты получались почти круговыми и лежащими в одной плоскости. Близко к звезде послушно оказывались скалистые миры, а в холодных внешних областях системы располагались газовые гиганты, и так далее. В общем-то, вопрос с механизмами образования планетных систем считался практически закрытым.
Когда экзопланеты стали открывать пачками, на головы теоретикам посыпались горячие юпитеры и прочие сюрпризы. И, хотя сейчас известно уже почти 2800 звёзд, обременённых "семьёй", трудно говорить о типичных планетных системах. Общая картина слишком сильно напоминает зоопарк.
Между прочим, совсем недавно мы писали о новом открытии, которое заставит ещё раз пересмотреть теории образования планет.
В этой ситуации любая новая информация о чужих планетных системах обретает особую ценность. Она позволяет специалистам проверять и уточнять свои теории, упрямо ставя сети на вёрткую истину, чтобы, наконец, поймать её и предъявить благодарному человечеству.