Исследователи открыли 17 новых вариантов «генов долголетия»

Существует множество факторов, от которых зависит продолжительность жизни человека. В первую очередь, это образ жизни, питание, окружающая среда, наличие или отсутствие различных заболеваний и состояние здоровья (показатели кровяного давления, уровня холестерина) и так далее. Однако наследственность также нельзя недооценивать.
Исследователи полагают, что продолжительность жизни человека на 20-30% зависит от генетических факторов. Они находят всё новые гены и мутации, связанные с долголетием. В будущем редактирование генома поможет продлить человеку жизнь, уверены учёные.
Ранее подобных генетических маркеров было открыто всего восемь. Но теперь международная исследовательская группа увеличила их число почти втрое – до 25.
Специалисты искали варианты генов долголетия, изучая данные 390 тысяч человек, хранящиеся в базе UK Biobank.
Авторы работы поясняют: образцы ДНК содержат наследственную информацию биологических родителей каждого человека. Таким образом, изучив его геном и данные его отца и матери, можно выявить варианты генов, ответственные за продолжительность жизни.

"Мы определили новые маркеры, которые связаны с длительностью жизни. Изучив их, мы сможем понять, как снизить риск ранней смерти и улучшить состояние здоровья людей", — рассказывает соавтор работы Люк Пиллинг (Luke Pilling) из Университета Эксетера.

Вместе с коллегами он выяснил, что большую роль в продлении жизни играют гены, контролирующие воспалительные процессы и иммунную защиту организма. Исследователи уверены, что точное противовоспалительное лечение сможет однажды помочь в продлении жизни.
Более того, продолжительность жизни, оказывается, напрямую зависит и от работы генов, связанных с сердечными заболеваниями и деменцией. А некоторые другие новые варианты "генов долголетия" связаны с повышенным артериальным давлением.

"Это исследование помогает понять, в каком направлении нужно разрабатывать новые методы лечения сердечных заболеваний, и подчёркивает важность контроля уровня артериального давления и холестерина на протяжении всей жизни", — отмечает ведущий автор работы профессор Дэвид Мельцер (David Melzer) из Университета Эксетера.

Кроме того, исследователи в очередной раз подтвердили, что "генетическая оценка" продолжительности жизни напрямую зависит от того, являются ли родители человека долгожителями.
Но, пожалуй, самое любопытное открытие заключается в том, что варианты генов, отвечающие за продолжительность жизни, не просто связаны с родительским геномом, но различаются в зависимости от пола родителя. Так, было открыто три новых варианта, связанных с продолжительностью жизни матерей, и восемь новых вариантов, передающихся от отцов.
Это неожиданное "гендерное откровение" (так назвали открытие авторы), безусловно, заслуживает самого пристального внимания. Возможно, в будущем методы генной терапии придётся разделять по половому признаку: они будут отличаться для мужчин и женщин.
Также эксперты заключают, что многие варианты генов влияют на продолжительность жизни человека лишь в совокупности: если рассматривать их по одиночке, тот факт, что те или иные гены связаны с процессами старения, можно просто опустить.

"Эти данные дополняют растущий объём знаний и помогают наметить конкретные цели и биологические пути для вмешательств, которые помогут дольше сохранять здоровье и функции организма", — отмечает профессор гериатрии из Университета Коннектикута Джордж Качел (George Kuchel).

Более подробная информация о работе учёных содержится в статье научного журнала Aging.
Кстати, ранее исследователи также определили срок годности "генов долголетия".