Астрономы создали трёхмерную карту движения почти полутора тысяч галактик

Создана трёхмерная модель, которая воспроизводит движение галактик, лежащих в радиусе 100 миллионов световых лет от Земли. Она отслеживает траектории 1382 галактик. Результат получен командой астрономов во главе с Эдвардом Шайей (Edward J. Shaya) из Мэрилендского университета в Колледж-Парке, США, и опубликован в издании Astrophysical Journal. Также со статьёй можно ознакомиться на сайте препринтов arXiv.org.
Галактикам не сидится на месте. Мало того что они разлетаются из-за расширения Вселенной. Каждая из них обладает ещё и собственным сложным движением.
Составлять карты этих перемещений – занятие сложное и увлекательное. Прежде всего нужен перечень звёздных систем, которые предполагается нанести на карту. Необходимо знать расстояние до каждой из этих галактик, а в астрономии задача измерения расстояний уже и сама по себе нетривиальна. Наконец, нужны чрезвычайно сложные расчёты, чтобы учесть гравитационное влияние галактик друг на друга.
Команда Шайи не испугалась трудностей. Учёные использовали базу данных Cosmicflows, в создании которой все члены научной группы в разное время принимали участие. На сегодняшний день она содержит информацию о 17669 звёздных системах. Для каждой галактики в базе данных известна дистанция до Земли. Для получения этих данных использовался весь арсенал астрономических "линеек", пригодных для измерения межгалактических расстояний: взрывы сверхновых, связь между светимостью спиральной галактики и скоростью её вращения вокруг оси и так далее.
Авторы ограничились пространством в радиусе 100 миллионов световых лет от Земли. В этих ближайших по меркам Вселенной окрестностях нашлось 1382 галактики, включённых авторами в исследование. Гравитационное воздействие, которое эти звёздные системы оказывают друг на друга и испытывают со стороны внешнего космоса, учитывалось с помощью компьютерного моделирования.
В результате для каждой из этих галактик удалось построить траекторию в трёхмерном пространстве, по которой можно отследить, как она двигалась в прошлом, и спрогнозировать её судьбу в будущем.

Некоторые важные факты астрономам, конечно, давно известны в общих чертах. Например, учёные знают о существовании Скопления Девы (которое не следует путать со Сверхскоплением Девы, также известным как Местное сверхскопление галактик). Оно расположено в 50 миллионах световых лет от Земли и является основным центром притяжения, к которому стремятся окрестные галактики. Не секрет для звездочётов и то, что в будущем Млечный Путь, увы и ах, столкнётся с туманностью Андромеды.
Однако работа авторов даёт куда более детальную картину, чем любые предыдущие исследования. Уточняет она и многие важные цифры. Как объясняет пресс-релиз исследования, масса Скопления Девы сейчас составляет 600 триллионов солнечных. Но это не предел: все звёздные системы, расположенные в радиусе 40 тысяч световых лет от этого кластера, в будущем войдут в его состав. Млечный Путь, впрочем, этой участи избегнет.
Впрочем, Галактике хватит своих забот: ей предстоит "ДТП" с участием туманности Андромеды. По уточнённым данным, оно произойдёт через пять миллиардов лет.
Учёные разместили в сети Интернет трёхмерную интерактивную модель движения галактик. Её можно масштабировать, поворачивать, приостанавливать и вновь запускать и так далее. Важно отметить, что она не показывает ту часть движения галактик, которая обусловлена расширением Вселенной.
"Впервые мы не только визуализируем детальную структуру нашего Местного сверхскопления галактик, но и видим, как эта структура развивается в истории Вселенной", – говорит один из авторов исследования Брент Талли (Brent Tully) из Института астрономии Гавайского университета.
К слову, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) неоднократно писали о движении галактик. Например, о том, как астрономы установили границы сверхскопления Ланиакея, в состав которого входит и Млечный Путь. Мы рассказывали и об открытии новых скоплений, которые могут придавать нашему звёздному дому заметное ускорение. И тему сталкивающихся галактик наш проект тоже не обошёл стороной. Мы расскажем ещё немало интересного. Следите за новостями.