Ученый-космонавт вернулся с МКС на Землю

14 декабря 2017 года на Землю вернулся экипаж длительной экспедиции МКС-52/53, который возглавлял выпускник Московского университета, ученый-биолог Сергей Рязанский. Продолжительность пребывания в космическом полёте экипажа составила 139 суток (выведение на заданную орбиту транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-05» состоялось 28 июля 2017 года).Теперь общее количество времени, проведенного Сергеем Рязанским на орбите, составляет 305 суток. Отстыковка от МКС и возращение на Землю прошло по запланированной программе.

Выпускник кафедры вирусологии биологического факультета МГУ Сергей Рязанский — первый в истории учёный — командир космического корабля, а также первый воспитанник Московского университета, побывавший в космосе.

За время своего второго полета Сергей регулярно выходил на связь с Московским университетом: с орбиты поздравил первых магистрантов факультета космических исследований с открытием их факультета, а всех первокурсников — с Днем знаний. В последние дни полета прошел «космический урок» для учащихся Университетской гимназии МГУ. Космонавты Роскосмоса провели серию наглядных экспериментов, продемонстрировавших особые свойства тел и жидкости в условиях микрогравитации. В частности, большой интерес у школьников вызвал так называемый «эффект Джанибекова», демонстрирующий «сложное» поведение летящего вращающегося тела в невесомости.

Во время первого полета Сергей Рязанского начались регулярные телемосты «Московский университет – Международная космическая станция», проводимые в рамках Фестиваля науки. В этом году, 7 октября 2017 года, во время прямого эфира с гостями фестиваля, собравшимися в Шуваловском корпусе МГУ, российские космонавты Сергей Рязанский и Александр Мисуркин ответили на вопросы читателей РИА Новостей.

В августе состоялся выход в открытых космос: за время работы Сергей Рязанский и Федор Юрчихин смонтировали на внешней поверхности станции научное оборудование по экспериментам «Реставрация» и «Импакт», отобрали в четырёх рабочих зонах пробы на микробные загрязнения, установили новые образцы материалов для длительного экспонирования в открытом космосе, запустили с руки и с помощью пускового устройства пять наноспутников, провели фотосъёмку внешней поверхности российских модулей и их отдельных конструктивных элементов. Всего в научной программе полета нашего выпускника было более 50 биологических, биотехнологических, геофизических и медицинских экспериментов.