Рыжебрюхие лемуры нашли способ поддерживать здоровье при помощи объятий

Здоровье рыжебрюхих лемуров напрямую зависит от объятий. Такое открытие может оказаться полезным и для здоровья людей, уверены авторы новой работы.
В ходе неё учёные показали: чем ближе эти животные становятся друг к другу, тем больше у них общих микробов. И со временем такая "синхронизация" может привести к появлению "коллективного иммунитета", работающего против незнакомых источников инфекции, считают исследователи.

"В тесных социальных группах, таких как у рыжебрюхих лемуров, социальная среда – ключ к иммунитету, — говорит один из членов исследовательской группы Аура Рауло (Aura Raulo) из Оксфордского университета. – Общие микробные "союзники" и "враги" уменьшают шансы животных заполучить инфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами".

Впрочем, учёные уже знали о том, что самое тесное общение приносит группе некоторые преимущества благодаря общим микробам. Конкретно в этой работе рассматривалась связь между социальной динамикой (объятиями) и распространением кишечных бактерий.
По этой причине выбор пал на лемуров, которые, как известно, являются социальным типом животных, проводят много времени друг другом и не брезгуют время от времени прижиматься к приятелям.
Специалисты изучили образцы фекалий 36 рыжебрюхих лемуров, обитающих в Национальном парке Раномафана (Мадагаскар). Исследование показало, что кишечные микробиоты группы лемуров были "заметно похожи", а у близких приятелей внутри этих групп кишечными бактерии и вовсе оказались практически идентичными.
Заметим, что аналогичные результаты ранее наблюдались и у других животных, в том числе бабуинов, и это же может происходить в среде людей.

"Микробиота кишечника рыжебрюхих лемуров очень напоминала ту, которая была у членов их группы. Они невероятно сплочённые и постоянно находятся в контакте. Кроме того, они редко взаимодействуют с другими группами, так что результаты понятны", — говорит член группы исследователей антрополог Эндрю Баден (Andrea Baden) из Оксфордского университета.

Более того, изучив кишечные бактерии, учёные смогли установить, какой лемур был в контакте с каким лемуром.
Тема особенно заинтересовала учёных в связи с последними работами, показавшими важность кишечных микробов как для человека, так и для животных, поскольку они ответственны за "тонкую настройку" работы иммунной системы и помогают пищеварительному процессу. И если возникают какие-то проблемы с кишечными бактериями, то за этим тут же может последовать множество проблем со здоровьем.
Примечательно, что учёные и ранее предполагали, что такие жесты, как объятия и поцелуи, несут большую пользу для нашего здоровья. В частности, так называемые "французские" поцелуи – отличный способ "поделиться" бактериями друг с другом.
Известно, что и генетика, и множество других факторов, включая рацион питания и стрессы, а также те, с кем мы вступаем в тесный контакт, влияют на нашу микробиоту.

"Когда люди с различными кишечными бактериями взаимодействуют друг с другом, они делятся своими симбиотическими бактериями. Например, через прикосновения. Такая "бактериальная передача" может делать нас более или менее здоровыми", — говорит Рауло.

Исследователь приводит пример: "Я могу размещать в своём кишечнике бактерии, которые ведут себя хорошо, и они подходят моему симбиотическому кишечному сообществу. Однако может случиться так, что они могут оказаться инвазивными патогенами для другого человека, который к ним не привык".
Исследователи настаивают, что необходимо провести больше работ, чтобы доказать связь между тесным контактом, синхронизацией кишечных бактерий и улучшением здоровья человека, как это происходит у лемуров.
Если дальнейшие работы покажут, как общие микробы, которые люди передают друг другу, могут оберегать нас от заболеваний, то у человека появится ещё одна причина для объятий, шутят учёные.

"Важно понимать, как выстраивается здоровая кишечная микробиота и какую роль играет более обширная социальная и экологическая окружающая среда в этом вопросе", — говорит Рауло.

По его мнению, понимание того, как социальная среда и стресс связаны с кишечной микробиотой, возможно, сможет объяснить, почему в западном мире возникают так много аутоиммунных заболеваний. Однажды это может пригодиться и в лечении таких болезней, заключают учёные.
Результаты исследования, в котором была выявлена польза крепких объятий, опубликованы в издании Journal of Animal Ecology.
Ранее биологи выяснили, что лори и лемуры оказались алкоголиками, а исчезновение этих животных сделало "сиротами" некоторые растения на Мадагаскаре. Есть и ещё один забавный научный факт: некоторые лемуры общаются друг с другом только по ночам и только в туалете.