На шотландском острове обнаружили минерал, который ранее находили только в кометной пыли

На шотландском острове Скай обнаружены следы метеоритного удара. В числе прочего учёными была найдена разновидность минерала осборнита, которую прежде обнаруживали только в кометной пыли. Об этом сообщается в научной статье, опубликованной в журнале GeoScienceWorld научной группой во главе с Саймоном Дрейком (Simon Drake) из Лондонского университета.
Как уточняет ресурс Space.com, геологи исследовали слой лавового потока толщиной один метр и возрастом 60 миллионов лет.
К изумлению учёных, среди добытых образцов оказался минерал, который прежде был известен человечеству только по веществу кометы 81P/Wild 2, доставленному на Землю миссией Stardust. Исследователи идентифицировали разновидность осборнита, содержащую ванадий (химическая формула соединения TiVN). Там же обнаружили осборнит, включающий ниобий (TiNbN). С последним наука вообще никогда прежде не сталкивалась.
Естественно предположить, что минерал, который известен только благодаря космической миссии, из космоса на Землю и прибыл (судя по всему, при падении метеорита). Тем более что на метеоритную версию и связанную с этим высокую температуру указывают и другие находки геологов: бадделеит (ZrO2), алабандит (MnS) и так далее.
Любопытно, что сами образцы осборнита не испытали расплавления. А это для метеоритного вещества огромная редкость. Возможно, дело в размерах метеорита: если он был достаточно большим, то породы, находящиеся "в самом сердце" небесного гостя, могли избежать воздействия высоких температур.
Те же самые минералы были обнаружены и в другой точке острова Скай, в семи километрах от места первого открытия. Как полагают Дрейк и коллеги, там обнаружен двухметровый слой материала, выброшенного из кратера.
Между тем сам кратер пока не найден, что неудивительно, учитывая сложный рельеф острова и обилие болот. Вероятно, "метеоритный шрам" скрыт под толщами более свежих осадочных пород.
Открытие заставляет по-новому взглянуть на природу лавового поля, изучение которого и было целью геологов. Возможно, ударом метеорита был вызван выброс магмы.
К слову, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее писали о том, как появление небесного гостя создало температуру, рекордную для Земли. Писали мы и о возможной роли метеоритов в происхождении жизни. Перейдите по ссылке Мелбет рабочее зеркало на сегодня и можете начать ставить!