Медики обнаружили связь стволовых клеток и ожирения

Сотрудники факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова исследовали действие гормонов на стволовые клетки и обнаружили группу клеток, которые отвечают на действие гормона интенсивным образованием жировой ткани. Результаты исследования были опубликованы в журнале Stem Cell Research.

Учёные исследовали влияние гормона ангиотензина II на стволовые клетки — клетки, которые не имеют конкретной специализации и могут превращаться в клетки любых тканей, в частности в жировые клетки — адипоциты. Исследователи провели ряд экспериментов по изучению процесса превращения стволовых клеток в адипоциты (адипоцитарная дифференцировка) под действием гормона.

В ходе работы учёные обнаружили особую группу (субпопуляцию) стволовых клеток, которые реагировали на ангиотензин II особенно интенсивным образованием жировой ткани.

«Анализ влияния ангиотензина II на стволовые клетки может быть рекомендован для выявления субпопуляции клеток с высокой предрасположенностью к адипоцитарной дифференцировке, которые могут становится источником нарушения формирования жировой ткани», — рассказала Наталья Калинина, один из авторов исследования, доцент кафедры биохимии и молекулярной медицины факультета фундаментальной медицины МГУ.

В современной медицине трансплантацию стволовых клеток используют для восстановления повреждённых тканей. Стволовые клетки жировой ткани считаются наиболее перспективным материалом для регенеративной медицины. Наличие группы клеток с повышенным потенциалом формирования жировых клеток может стать источником образования жировой ткани в местах трансплантации стволовых клеток.

«Полученные данные имеют значение как для фундаментальной науки, так и для прикладных биомедицинских исследований. Этот анализ может быть востребован при разработке протоколов клеточной терапии с применением стволовых клеток жировой ткани», — добавила Наталья Калинина.