«Холестериновая диета» ускоряет развитие рака кишечника в сто раз

Учёные из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе совместно с коллегами из других научных центров США выявили связь между пищей с высоким содержанием холестерина и повышением риска развития рака толстой кишки.
Напомним, что холестерин представляет собой органическое соединение, нерастворимое в воде и растворимое в жирах и органических растворителях. Около 80% холестерина в организме человека вырабатывается им самим (печенью, кишечником, почками, надпочечниками, половыми железами) и содержится в клеточных мембранах, остальные 20% поступают с пищей.
Ранее исследователи выяснили, что повышенный уровень холестерина в крови может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и закупориванию кровеносных сосудов. Всё это увеличивает риск возникновения инфаркта и инсульта. И даже "хороший" холестерин, как оказалось, полезен далеко не всегда.
В новой работе специалисты обнаружили, что повышение уровня холестерина у животных заставляет стволовые клетки кишечника делиться быстрее. И это ускоряет рост опухолей в невероятные сто раз. (Когда клетки делятся бесконтрольно, повышается шанс, что некоторые из них вследствие определённых мутаций станут "дефектными" и превратятся в клетки-предшественники раковых.)
Более того, учёные впервые выявили молекулярный путь, который послужит в будущем новой мишенью для лечения рака толстой кишки, говорят авторы. По их словам, связь между холестерином, получаемым с пищей, и раком толстой кишки уже установлена и изучена, но ранее никто не мог объяснить механизм, который запускает рост опухолей.
Исследователи проводили испытания на мышах: одной группе увеличивали уровни холестерина за счёт особо вредной диеты, другим грызунам отключили ген, отвечающий за выработку фермента Lpcat3, который контролирует работу фосфолипидов. Это липиды, содержащиеся в клеточных мембранах и стимулирующие клетки к производству холестерина. После отключения гена выработка холестерина у мышей усилилась.
Специалисты увидели, что в обоих случаях стволовые клетки грызунов увеличили способность к размножению. По мере того, как уровень холестерина у животных повышался, их клетки делились всё быстрее, заставляя ткань кишечника расширяться, а саму кишку – удлиняться. И эти изменения ускорили скорость образования опухолей.
Авторы надеются, что новые данные помогут найти новые способы борьбы с раком толстой кишки, но сначала потребуются провести аналогичные исследования у людей. Команда также планирует продолжить работу в этом направлении, чтобы узнать, какие ещё типы раковых образований могут разрастаться по такому же принципу.
Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Cell Stem Cell.
Напомним, что больше всего холестерина содержат рыбья икра, сливочное масло, яичный желток, говяжий и свиной жир, эти же виды мяса, телятина и утка.
Кстати, ранее исследователи представили "выключающий" ген препарат, который снизил холестерин у пациентов после одной инъекции.