В портрете Александра I обнаружили неожиданные слои живописи
Сотрудники лаборатории экспертизы и реставрации Уральского федерального университета представили предварительные результаты технологического исследования произведения неизвестного художника XIX века из собрания музея изобразительных Нижнего Тагила. Ученые университета считают картину не подделкой, а вариантом портрета, автора и изначального персонажа которого предстоит установить.
По словам младшего научного сотрудника лаборатории Дениса Ильичева, портрет Александра Первого представляет собой пример своеобразной многослойной живописной композиции, создававшейся на протяжении длительного времени: «Изначально был написан портрет неизвестного офицера, который был позднее радикально переписан: изображение императора полностью перекрыло нижний слой живописи, которой теперь возможно увидеть только при помощи специального оборудования. Подобная практика переписывания произведений распространена в изобразительном искусстве. Причины могут быть самыми разными: от изменения замысла художника до экономии художественных материалов».
Сотрудник лаборатории УрФУ рассказал, что ученые университета совместно с сотрудниками Нижнетагильского музея изобразительных искусств сейчас работают над атрибуцией портрета – определением более точного времени создания, имени художника. Скрытое под верхним слоем живописи изображение офицера в исторически точном мундире поможет специалистам это сделать.
Для атрибуции произведений изобразительного искусства используют различные методы исследования, в том числе и технико-технологические, на которых специализируется лаборатория УрФУ. Макрофотосъемка, использование мощных микроскопов, инфракрасной рефлектрографии, спектрометрия позволяют определить стилистику живописного произведения, уточнить время создания, авторство.