Новости

Мотоциклы оказались вреднее дизельных автомобилей

В новом выпуске авторитетного научного журнала Toxicology Reports вышла аналитическая статья по результатам исследования морфологии и химического состава твёрдых частиц в выхлопных газах мотоциклов. Авторский коллектив учёных возглавили иностранный член РАН, почетный доктор Дальневосточного федерального университета Аристидис Тсатсакис и доктор биологических наук, проректор по научной работе ДВФУ Кирилл Голохваст. 

Одно из ключевых предположений, выдвинутых учёными в статье, гласит, что современные двигатели мотоциклов вовсе не так безопасны для окружающей среды, как это может показаться. Учитывая мировой рост производства и продаж мотоциклов, особенно в Азии и Африке, остаточные продукты, не распавшиеся в результате процесса внутреннего сгорания в двигателях мотоцикла, становятся серьёзным фактором, влияющим на экологию.

Даже оснащённые системой дожигания вредных газов, современные двигатели мотоциклов становятся источником выброса большого количества твёрдых частиц с высоким содержанием полиароматических углеводородов (ПАУ) размером менее десяти микрометров. Твёрдые частицы такого размера, в зависимости от химического состава, считаются самыми вредными для здоровья человека и окружающей среды, что подтверждается исследованиями. Мотоциклы и скутеры, несмотря на малый объём их двигателей, обгоняют по выбросу в атмосферу подобных вредных частиц даже дизельные автомобили.

В статье также отмечается, что частицы размером от 0,5 до 2,5 микрометров играют решающую роль в распределения солнечного света. Абсорбируя солнечные лучи, они становятся причиной различных микроклиматических эффектов.

ПАУ – опасные химические вещества, серьёзные загрязнители атмосферы, токсичные для человека. Многие их соединения классифицируются как канцерогенные, приводящие к мутациям или чреватые пороками развития для различных микроорганизмов. ПАУ могут находиться в атмосфере в виде аэрозольных взвесей неопределенно долго по причине их нерастворимости в воде и трудности их переработки микроорганизмами.

Исследование проводилось для транспортных средств, эксплуатируемых на территории Приморского края. Изучению подверглись 44 единицы мотоциклов, скутеров, квадроциклов, а также водных мотоциклов, оснащённых разными типами двигательных и топливных систем.

По результатам их анализа сообщается, что четырёхтактные инжекторные двигатели мотоциклов более безопасны в экологическом плане, чем двухтактные и карбюраторные. Также учёными ДВФУ высказано предположение, что к 2020 году двухтактные двигатели скутеров станут в Европе более серьёзным источником загрязнения, чем все наземные транспортные средства вместе взятые.

«Необходимо проводить дальнейшие исследования токсических эффектов ПАУ, которые содержатся в выхлопных газах мотоциклов и оказывают негативное воздействие на здоровье человека и благополучие окружающей среды, – заявил Кирилл Голохваст. – Результаты будущих исследований могли бы помочь не только пониманию существующих рисков для человека и природы, но и разработке новых стандартов эффективного контроля выброса в атмосферу подобного рода частиц».

Читайте также
Судно «Академик Мстислав Келдыш» открывает мрачные тайны Арктики
Судно «Академик Мстислав Келдыш» открывает мрачные тайны Арктики
40 лет судно «Академик Мстислав Келдыш» служит науке. Рассказываем о морских исследованиях Арктики
Как и зачем читают наши мысли?
Как и зачем читают наши мысли?
Устройство для чтения мыслей по активности мозга уже создано: это нейроинтерфейс «мозг — компьютер».
«Зарезвились на просторе радикалы». К юбилею Николая Семенова
«Зарезвились на просторе радикалы». К юбилею Николая Семенова
В 25 лет он пообещал получить Нобелевскую премию и сделал это в 60. Физикохимику Семенову — 125 лет.