Ученые пытаются понять, почему некоторые люди «слышат» цвета

Около 4% людей на планете обладают способностью особого чувственного восприятия, называемого синестезией. Синестезия — это нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой. Раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств: люди слышат звук и автоматически «видят» его цвет, или же буквы и цифры ассоциируются у них с определенными цветами. Синестезия не является психическим расстройством, но уже давно озадачивает и привлекает ученых.

Исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, дает представление о том, что происходит с мозгом человека при синестезии. Предшествующие исследования мозга с использованием магнитно-резонансной томографии подтверждают, что синестезия является реальным биологическим явлением, как заявляет автор работы Саймон Фишер (Simon Fisher), директор Института психолингвистики Макса Планка в Нидерландах. Например, когда люди с синестезией «слышат» цвет, сканирование мозга показывает, что активны участки мозга, отвечающие за зрение и слух.

Действительно, мозг синестетов показывает связь разных участков сенсорного восприятия во время раздражения одного из них. Но исследователей интересовало, что именно вызывает эти процессы. Чтобы ответить на этот вопрос, Фишер и его команда обратились к генетике. Синестезия часто передается по наследству, поэтому ученые сосредоточились на поиске генов, которые могут отвечать за развитие этого состояния. Для экспериментов были выбраны три семейства, в которых на протяжении трех поколений встречался определенный тип синестезии.

Из 37 найденных генов-кандидатов было выявлено несколько тех, что могли отвечать за возникновение синестезии. Среди них был ген аксоногенеза — важного процесса, помогающего нейронам подключаться друг к другу при развитии мозга. Эта находка не противоречит уже сделанным выводам о связи участков мозга синестетов. Другими словами, обнаруженные гены играют определенную роль в устройстве координации участков мозга между собой, и это потенциальное объяснение того, почему мозг синестетов работает иначе, чем у обычных людей.

Для дальнейших исследований экспертам необходимо больше добровольцев. Фишер отметил, что изучение синестезии может пролить свет на то, как именно человеческий мозг в целом формирует наши сенсорные представления об окружающем мире.