Новое открытие позволит создать самые точные атомные часы

Эксперименты с торием (тяжелым слаборадиоактивным металлом) позволили обнаружить явление, которое может быть использовано при создании нового класса высокоточных атомных часов.

В основе работы атомных часов лежат процессы, происходящими на уровне атомов или молекул. Электрон получает толчок, который заставляет его спрыгнуть со своей орбиты и снова на нее вернуться. Этот крошечный квантовый скачок занимает очень точное время, которое можно обнаружить и использовать в качестве единицы для изменения. Но большинство современных атомных часов теряют секунду каждые пару сотен миллионов лет.

Физики из Германии задумались о возможности использования переходных состояний в атомном ядре в качестве способа измерения времени. Плотность частиц в ядре атома тория дает меньшую вероятность сбоя и потому повышает точность атомных часов. Для перевода ядра в достаточно возбужденное состояние ученым необходимо будет использовать рентгеновское излучение или гамма-лучи. В итоге должно получиться улучшенное ядро, которое поможет уменьшить диапазон частот, необходимых для перемещения атомного ядра из основного состояния в возбужденное, заставляя его «тикать» как часы.

Пока неизвестно, насколько точными будут атомные часы на основе тория, но их создание приблизит нас к новому методу измерения времени.