Астрофизики обнаружили самую массивную нейтронную звезду

С помощью нового метода астрофизики обнаружили нейтронную звезду, масса которой составляет 2,3 солнечной массы. Теперь эта звезда является самой массивной из когда-либо обнаруженных.

Нейтронные звезды (или пульсары) — это звезды, которые достигли конца своей жизни. Массы нейтронных звезд сравнимы с массой Солнца, но типичный радиус нейтронной звезды составляет лишь 10—20 километров, поэтому эти звезды чрезвычайно плотные.

Исследователи из Политехнического университета в Каталонии (Испания) и Канарского института астрофизики использовали инновационный метод измерения массы одной из самых тяжелых нейтронных звезд, известных на сегодняшний день. Обнаруженный в 2011 году пульсар PSR J2215 + 5135 примерно в 2,3 раза превышает массу Солнца и является одной из самых массивных нейтронных звезд, известных на сегодняшний день.

Команда разработала метод, который стал самым точным для измерения масс нейтронных звезд в бинарных системах. PSR J2215 + 5135 является частью бинарной системы, в которой две звезды движутся вокруг общего центра. Обычная звезда (например, Солнце) «сопровождает» нейтронную звезду и при этом подвергается сильнейшему излучению. Чем массивнее нейтронная звезда, тем быстрее звезда-спутник движется по своей орбите. Новый метод использует спектральные линии водорода и магния для измерения скорости, с которой перемещается звезда-спутник. Это позволило команде астрофизиков впервые измерить скорость вращения обоих полюсов звезды-компаньона и доказать, что нейтронная звезда может весить больше Солнца более чем в два раза.

Новый метод может быть использован также для измерения масс черных дыр и белых карликов, если они находятся в аналогичных бинарных системах, где присутствует излучение.

Фото: G. Pérez-Díaz/IAC, R. Hynes