Биологи выяснили, что бархатные муравьи непобедимы

Биологи обнаружили, что осы-немки или бархатные муравьи, названные так из-за яркого волосяного покрытия, практически неуязвимы для хищников.

Бархатными муравьями называют пушистых ос-немок из отряда перепончатокрылых, которые чаще обитают в южных степных районах. Хотя фактически насекомые являются осами, их бескрылые самки действительно больше похожи на крупных волосатых муравьев. Свое название бархатные муравьи получили из-за густого волосяного покрова, который отличается ярким цветовым разнообразием. Их также называют «убийцами коров», поскольку их укусы очень болезненны.

Исследователи из колледжа Хановер в штате Индиана (США) выяснили, что у этого необычного вида есть и другие защитные механизмы, в том числе прочный экзоскелет и токсичные химические выделения. Биологи провели серию экспериментов, чтобы увидеть, может ли кто-то из хищников съесть «бархатных» насекомых. В эксперименты были вовлечены ящерица, землеройка, крот, птица и американская жаба. Ни одному из хищников не удалось съесть живого муравья, за исключением жабы, которая сразу после этого не дышала в течение двадцати секунд и пыталась извергнуть съеденное. От второго муравья жаба сразу же отказалась. Двум землеройкам удалось ранить муравья, но это произошло после нескольких неудачных атак.

По словам ученых, самки бархатных муравьев защищают себя тремя разными способами. Жесткий экзоскелет противостоит любым повреждениям, болезненные укусы останавливают хищников, а токсичные химикаты и неприятный запах заставляют их думать, что муравьи несъедобны. Исследователи предполагают, что муравьи развили в себе все эти качества в процессе эволюции, чтобы защитить себя от ос и пчел, в чьи гнезда бархатные муравьи подкладывают свои яйца. Осы-немки никогда не строят собственных гнезд и паразитируют в гнездах пчел и ос. Самка пробирается в чужое гнездо и откладывает яйца прямо на личинок хозяина, которыми потом кормятся их собственные личинки.