На Марсе обнаружили протонные полярные сияния

Космический аппарат НАСА MAVEN обнаружил новый тип марсианского полярного сияния, который встречается в основном на дневной стороне Красной планеты.

Полярные сияния появляются, когда заряженные частицы погружаются в атмосферу планеты, бомбардируя газы и заставляя их светиться. Обычно это естественное явление вызывают электроны, но реже его причиной становятся и протоны. Теперь команда аппарата MAVEN узнала, что протоны создают на Марсе полярное сияние так же, как электроны создают его на Земле.

Команда MAVEN изучала атмосферу Марса с помощью ультрафиолетового спектрографа. Учёные заметили, что иногда ультрафиолетовый свет, поступающий из газообразного водорода в верхних слоях атмосферы Марса, осветлялся в течение нескольких часов. Затем вспышки были зафиксированы, когда анализатор солнечного ветра измерил усиленные протоны солнечного ветра. Эксперты задались вопросом, как протоны смогли пройти через головную ударную волну планеты, магнитное препятствие, которое обычно отводит заряженные частицы солнечного ветра от планеты. Кроме того, было непонятно, как протоны могут продуцировать свет, когда атомам нужны электроны.

Джастин Дейган (Justin Deighan) из Колорадского университета в Боулдере (США), ведущий автор исследования, сообщает, что при приближении к Марсу протоны, входящие в солнечный ветер, преобразуются в нейтральные атомы, крадя электроны от внешнего края огромного облака водорода, окружающего планету. Когда эти высокоскоростные атомы попадали в атмосферу, часть их энергии преобразовывалась в ультрафиолетовый свет, который невидим для человеческого глаза, но обнаруживается инструментами MAVEN. Один такой атом может столкнуться с молекулами в атмосфере сотни раз, прежде чем он замедляется, продуцируя множество ультрафиолетовых фотонов.

Фото: NASA/MAVEN/Goddard Space Flight Center/Dan Gallagher