Найденные в вечной мерзлоте Сибири организмы ожили и стали размножаться после 24 000 лет сна

Российские ученые разморозили бделлоидных коловраток из вечной мерзлоты и обнаружили, что животные живы и даже способны воспроизводиться.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology, коротко о нем рассказывает The Guardian.

Бделлоидные коловратки — это многоклеточные беспозвоночные, известные своей устойчивостью к радиации и способностью противостоять довольно негостеприимной среде: высушиванию, голоданию и низкому содержанию кислорода. Они существуют не менее 35 млн лет, и сегодня их можно найти в пресноводных озерах, прудах, ручьях, а также во влажных средах обитания, таких как мох, лишайник, кора деревьев и почва.

Эти маленькие существа, у которых есть полный пищеварительный тракт, включающий в себя рот и анус, способны выживать во враждебных условиях, прекращая всякую активность и почти полностью останавливая свой метаболизм. Кроме того, этот класс на протяжении десятков миллионов лет обходится без полового размножения: самки воспроизводят себя без помощи самцов (собственно, самцов бделлоидных коловраток не существует в природе).

Автор исследования Стас Малавин, научный сотрудник лаборатории криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения, и его коллеги использовали радиоуглеродное датирование для определения возраста коловраток, обнаруженных в образцах, извлеченных из вечной мерзлоты буровой установкой. Оказалось, что микроскопическим червям около 24 000 лет.

Любопытно, что после размораживания коловратки сохранили способность к размножению. «[Люди] не могут сохранять органы и ткани в течение столь длительного времени. Эти коловратки вместе с другими организмами, обнаруженными в вечной мерзлоте, представляют собой результат большого природного эксперимента, который мы не можем повторить… поэтому они являются хорошими моделями для дальнейшего изучения», — сказал Малавин.

Изучение биологических механизмов, которые позволяют этим крошечным организмам выживать во льду в течение такого длительного периода, может помочь найти способы улучшить криоконсервацию клеток, тканей и органов, считают исследователи.

По словам Мэтью Кобба, профессора зоологии Манчестерского университета, наиболее впечатляющим выводом из исследования является то, что на Земле в состоянии заморозки могут сохраняться живыми разнообразные организмы, которые способны проснуться и ожить, когда глобальное потепление растопит вечную мерзлоту.

Фото: Shutterstock