В протопланетном диске обнаружили муравьиную кислоту

Используя систему радиотелескопов ALMA, международная команда исследователей обнаружила муравьиную кислоту в околозвёздном диске звезды TW Гидры. Это первое открытие простейшей карбоновой кислоты в протопланетном диске звезды.

TW Гидры — оранжевый карлик в созвездии Гидра, находящийся в 176 световых годах от Земли. Его возраст составляет около 10 миллионов лет. В системе звезды находится планета, похожая на Юпитер, а промежутки в выбросах газа и пыли в протопланетном диске TW Гидры могут свидетельствовать о том, что другие планеты всё ещё формируются в этой системе.

Исследователям было необходимо выяснить, синтезируются ли органические молекулы в протопланетных дисках, поскольку химический состав этих структур может формировать свойства возникающей планетной системы. С этой целью группа астрономов во главе с Обсерваторией Арчетри (Италия) провела наблюдения за TW Гидры, сосредоточившись на обнаружении муравьиной кислоты (HCOOH). Это простейшая карбоновая кислота и основная органическая молекула, так как карбоксильная группа является одной из основных функциональных групп аминокислот. В 2016 году была зафиксирована эмиссионная линия муравьиной кислоты на частоте 129 ГГц.

Ранее в системе TW Гидры был обнаружен метанол (CH 3 OH), который воспринимается как исходная молекула, из которой синтезируются более сложные органические вещества. Теперь исследователи смогли вычислить долю муравьиной кислоты по отношению к метанолу. Тот факт, что органическая молекула обнаружена на протопланетном диске, доказывает, что органическая химия активна в космосе, хотя её трудно заметить.

Фото: S. Andrews (Harvard-Smithsonian CfA); B. Saxton (NRAO/AUI/NSF); ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)