Искусственный интеллект обнаружил 72 новых сигнала из космоса

Исследователи обнаружили новые загадочные сигналы из глубокого космоса благодаря искусственному интеллекту.

Используя методы машинного обучения для анализа данных, полученных от радиотелескопа Грин-Бэнк в США, команда проекта Breakthrough Listen обнаружила 72 быстрых радиовсплеска, которые поступают от объекта FRB 121102. Сигналы были обнаружены после повторной проверки данных на 400 терабайт. Первоначально был зафиксирован только 21 сигнал. Чтобы найти дополнительные радиовсплески, исследователи сначала обучили сверхточную нейронную сеть распознавать эти типы сигналов, а затем позволили ей работать с огромным массивом данных.

За прошедшие годы специалисты зафиксировали много быстрых радиовсплесков, но до сих пор нет точной уверенности в том, что их вызывает. Последняя серия сигналов была обнаружена в данных 2017 года в рамках проекта Breakthrough Listen (проект Юрия Мильнера по поиску разумной внеземной жизни во Вселенной). Неизвестный объект FRB 121102 несколько лет озадачивал исследователей, поскольку это единственный источник, который испускает повторяющиеся сигналы. О нём известно только то, что он расположен в галактике на расстоянии 3 миллиардов световых лет от Земли. Астрономы предполагают, что источником могут быть сильно намагниченные нейтронные звёзды, но также существует версия о передовой инопланетной цивилизации.

Результаты работы помогают лучше понять поведение радиовсплесков и свидетельствуют о том, что импульсы не подчиняются какой-то постоянной схеме. Алгоритм сигналов или его отсутствие может помочь учёным отследить неизвестный источник радиовсплесков на расстоянии миллиардов световых лет.

Фото: ESA / Hubble & NASA