Физики научились управлять одиночными молекулами

Исследователи научились манипулировать отдельными молекулами в течение миллионной миллиарда доли секунды, что может помочь контролировать материю на совершенно новом уровне точности.

Открытие стало возможно благодаря сканирующему туннельному микроскопу (STMscanning tunneling microscope) и набору результатов обычного неудачного эксперимента: усиление электрического тока не ускоряло реакцию лабораторного теста. Но исследователи из Батского университета (Великобритания) изучили эксперимент глубже и обнаружили способ контролировать одиночные молекулы, поднося к ним кончик микроскопа.

Учёные отмечают, что это достижение может открыть совершенно новое поле возможностей для наномасштабных экспериментов и открытий. STM используется для создания очень тонких 2D-или 3D-изображений на уровне атомов. В эксперименте Батского университета отдельные электроны наблюдались при столкновении и взаимодействии с молекулой с помощью слабого тока. Аномалии в итоге позволили выяснить, что при удержании наконечника зонда от молекулы на расстоянии 600-800 триллионных метра электрон отделяется в 100 раз быстрее. Это означает, что отдельные молекулы можно удалять с поверхности контролируемым способом и эксперимент таким образом можно превратить из пассивного (простое наблюдение) в активный, где у исследователей есть возможность контролировать реакции и базовые манипуляции с ними.